Портрет Караваджо работы Оттавио Леони, 1621 год.репродукция
445 лет назад, 29 сентября 1571 г., родился знаменитый художник Микеланджело. Те, кто скажет, что Микеланджело к тому моменту уже лет семь как умер, будут правы. Просто новорождённый предпочитал своему звучному имени прозвище, данное по родному городу - Караваджо.
В России находится лишь одно его полотно - «Лютнист», купленное во времена Екатерины Великой. А ведь мы могли бы обладать значительной частью его наследия. Было время, когда картины Караваджо продавали по дешёвке - они казались современникам слишком грубыми и вульгарными: «Эти картины переполняют толпы мужчин и женщин с порочными и опухшими от беспробудного пьянства лицами». Иные «тонкие ценители» искусства презрительно цедили: «Кажется, что он жил в трущобах и кабаках».
Правда жизни
Известно утверждение: «Биография художника - его картины». Мол, ворошить грязное бельё личной жизни великих - занятие гадкое, наслаждайтесь лучше полотнами. Однако картины Караваджо невозможно отделить от его же грязного белья, или, если угодно, художеств по жизни.
Вот в 1599 г. он получает первый крупный публичный заказ - две картины для капеллы, посвящённые евангелисту Матфею. И - скандал. Сюжет призвания апостола почему-то развивается... в кабаке. Ни разверстых небес, ни ангелочков - только продажный сборщик налогов Матфей, грязь и убожество. А ведь в этом и была правда. Правда Евангелия: «Более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о 99 праведниках».
Изучать искусство живописи и искусство фехтования он начал практически одновременно - ещё подростком. А поскольку всякий художник ещё и неплохой анатом, Караваджо знал, куда и как ударить наилучшим способом. Перерезанная глотка на картине «Юдифь и Олоферн», виртуозно пронзённая плоть Христа с картины «Уверование апостола Фомы» - всё это созвучно с протоколами допросов свидетелей типа: «Я видел человека с обнажённым оружием в руке - это был кинжал или охотничий нож… Раненый сказал, что это не может быть никто иной, кроме Микеланджело да Караваджо».
Ответить головой
Знание анатомии сыграет с ним злую шутку. 29 мая 1606 г. он смертельно ранил Рануччо Томассони, с которым играл в мяч. Пустяковая ссора из-за ставки в 10 монет переросла в поединок, в ходе которого Караваджо тяжко оскорбили. Томассони съязвил: «Эй, ты, я тебе сейчас посшибаю рога, которые наставила Лена!» Лена - прозвище Маддалены Антоньетти, куртизанки, в которую был влюблён Караваджо. Художник отреагировал молниеносно и жестоко - Караваджо в ответ нанёс удар шпагой в самый пах, поразив мужское достоинство обидчика.
Бегство. Сначала в имение давней покровительницы - маркизы Констанцы Колонна, потом в Неаполь, потом на Мальту, искать убежища у сильного в те годы рыцарского ордена иоаннитов. Римский папа Павел V объявил Караваджо вне закона. Но сделал ремарку, которая подарила нам целый ряд шедевров. «Присуждается к смертной казни через отсечение головы». Это и стало главной темой его картин в период четырёхлетнего изгнания. «Давид с головой Голиафа» - целая серия. И везде в чертах отсечённой обезображенной головы Голиафа можно узнать лицо самого художника.
Сюжет шедевра, которым Караваджо должен был расплатиться с мальтийскими рыцарями за своё убежище, «Усекновение главы Иоанна Крестителя». Единственная подписанная им картина. Подпись поставлена в крови, вытекающей из разрубаемой шеи святого.
Отмечая окончание своего «Крестителя», художник, ставший ещё и членом ордена, устроил пирушку. Шумную. Один из рыцарей призвал компанию к тишине. Когда его не послушали, обдал гуляк содержимым ночного горшка. И попал в Караваджо. Тот не стерпел. Итог - избиение и несколько ножевых ранений. Тюрьма ордена - глухой каменный мешок, откуда никто не убегал. Но Караваджо это удаётся. Как - не могут понять до сих пор.
Теперь его смерти хотели слишком многие - наёмные убийцы несколько раз нападали на художника. Но он снова и снова выкручивался. Подкосило его известие о том, что корабль, на котором он перевозил свои картины, ушёл без него. Расстаться с делом всей жизни он не мог. Повреждение в уме. Малярия. Смерть в одиночестве. Клеймо злодея. Забвение. О том, что Караваджо - гений, вспомнили только через 300 лет после его гибели - в 1910 г.
Судебные художества
Считается, что общество иной раз травит гениев, так непохожих на простых обывателей. Но некоторые подвергались настоящим судебным преследованиям.
Леонардо да Винчи (1452-1519)
В 1476 г. художник, живший тогда во Флоренции, по тайному доносу вместе с рядом других лиц обвинялся в содомии. После расследования его освободили, обвинения были сняты.
Бенвенуто Челлини (1500-1571)
Неоднократно подвергался аресту. Повод - драки, три убийства. Постоянно в бегах. Самое крупное обвинение - кража драгоценностей у самого папы римского, которая позже не подтвердилась.
Рембрандт ван Рейн (1606-1669)
В 1649 г. специальный суд Амстердама «Камера семейных ссор» вынес художнику приговор: «За отказ жениться на обманутой им госпоже Гертье Диркс обязать выплачивать ей по 200 гульденов ежегодно».
Микеланджело Да Караваджо (1571-1610)
Постоянно подвергался преследованиям. Повод - сочинение оскорбительных стихов, драки, поножовщина. Самое тяжёлое обвинение - убийство. Объявлен папой Павлом V вне закона.
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.