В Суздальском кремле открылась главная выставка осенне-зимнего сезона — так обозначил новый проект «Поленов и ученики» Владимиро-Суздальский музей-заповедник.
Больше сотни экспонатов расположились на двух уровнях: внизу — речь о преподавательской деятельности Поленова, выше — живопись и графика его и учеников. Не только тех, кто непосредственно брал уроки у Василия Дмитриевича (например, Левитана, Коровина, Головина, Остроухова, Архипова), но и его последователей. А кроме живописи — еще и фотографии, документы, ноты, мебель, личные предметы. Все, что имеет прямое отношение к мастеру, работавшему в конце ХIХ — начале ХХ вв.
Экспонаты в Суздаль (некоторые выставляются публично впервые) предоставили крупнейшие музеи, в том числе Русский, Третьяковская галерея и «главный по Поленову» — мемориальный музей-заповедник, которым руководит правнучка художника Наталья Поленова. Она и стала идейным вдохновителем проекта, в красках повествующего о почти неизвестной ипостаси Василия Дмитриевича — учительской.
К слову, 14 предметов на выставке — из собрания Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
Сначала была матушка
Прологом экспозиции послужила работа 1900 года «За кого меня почитают люди» (цикл «Из жизни Христа»). С нее начинается вдумчивый рассказ о судьбе мастера (забегая вперед, скажем, что библейской темой выставка и завершается). На полотне Христос задает этот вопрос, стоя перед учениками. Даром что сам Василий Дмитриевич «вряд ли задумывался о том, за кого его почитают люди, — говорит искусствовед Надежда Рыбалова. — У него нет рефлексии по поводу того, что о нем думают. У него только действия. Он — личность без тени корысти и притворства».
До отмены крепостного права мастер обучал крепостных крестьян, помогал с заказами, открывал для них западноевропейскую живопись. Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. И все время думал о системе художественного образования в России. В преподавательскую деятельность была вовлечена вся семья Поленова — мать, сестра, жена. В доме устраивались рисовальные вечера…
Для самого Василия первым учителем стала его матушка Мария Алексеевна. У посетителей выставки есть уникальная возможность увидеть ее работы — портреты Васи и его младшей сестры Лены. В экспозицию попал и маленький натюрморт с яблоком кисти Марии Алексеевны. А ведь она самоучка, для рисования у нее и времени-то, по большому счету, не было.
Но ее труды не пропали даром — Василий Дмитриевич стал выдающимся живописцем, оказавшим влияние на многих художников ХХ века. Елена Дмитриевна одной из первых в России начала иллюстрировать детские книги, была в числе основоположников стиля модерн в русском искусстве. По ее эскизам изготавливалась мебель со знаменитой абрамцево-кудринской резьбой (например, стул в экспозиции), очень популярная в начале ХХ столетия и ценящаяся любителями антиквариата в начале ХХI-го.
В первом же зале размещена работа 27-летнего Костеньки (так называли художника, рано потерявшего родителей, в семье Поленова) Коровина. Домашний сюжет «За чайным столом» словно выхвачен фотокамерой. На полотне ученик изобразил трех женщин семьи: учителя Елену Дмитриевну, жену Наталью Васильевну, ее сестру Марию, а также молодого офицера Вячеслава Зиберова. Чай из самовара они пьют на веранде усадебного дома Поленовых на Оке.
Как учитель на пленэре преподал урок ученику
Образ русской усадьбы в экспозиции — как символ связи поколений. Вот, например, знаменитая работа из Третьяковки «Бабушкин сад» — на фоне особняка Баумгартена медленно ступает, опираясь на палочку, бабушка в черном, ее поддерживает статная внучка в розовом платье. А вот «Заросший пруд» и хрестоматийный «Московский дворик». Самую известную трилогию живописца Суздалю удалось заполучить на выставку целиком.
Для тех, кто не очень в теме, поясним: особняк в «Бабушкином саду» и в «Московском дворике» — один и тот же. Только показан Поленовым с разных сторон. Когда не знаешь, сложно и предположить своеобразную игру живописца с одним и тем же архитектурным объектом.
Художник жил неподалеку от того места – во флигеле, который, в свою очередь, изобразил на картине «Дом Олсуфьева на Девичьем поле в Москве» Рафаил Левицкий.
Увлекательных моментов на выставке хватает — спасибо кураторам Надежде Рыбаловой и Наталье Поленовой, которая, правда, прилюдно открестилась от этой «должности» и попросила считать ее консультантом. Так вот, еще один интересный ход — повесить рядом два пейзажа, написанных в 1885 году в деревне Тургенево. Однажды учитель Поленов предложил ученику Костеньке Коровину вместе поработать на пленэре. Получились две картины, о которых не сразу подумаешь, что сделаны в одном и том же месте. В одно и то же время.
Самара, Владивосток, Африка
Передвижник второй волны, один из активнейших участников Абрамцевского кружка, любитель путешествий, Поленов первым заговорил о технических особенностях и красоте картины исключительно с точки зрения живописи. До него пейзаж в России считался вторичным жанром. Благодаря Поленову он становится полноправным лирическим героем полотна и воспринимается как личное переживание автора.
Василий Дмитриевич не был бунтарем, не создавал манифесты, не воздействовал на зрителя сюжетом. Для колориста Поленова главное — красота живописи как таковая. Его цветовые акценты часто деликатны, даже малозаметны. Но они есть. «Ранний снег», «Стынет», «Река Оять» — как раз об этом.
О том же — пейзажи Левитана, Серова, Васнецова... «Каждый вписал свое имя в историю искусства, — говорит о них Наталья Поленова. — Василий Дмитриевич — академик, представитель классической школы русского реализма, его ученики — уже представители модерна. Коровина вообще называют первым русским импрессионистом».
Представить их всех в одном проекте, конечно, нереально. Да и наследие самого Поленова не вместить в уютное пространство небольших залов. Но, как подчеркнула правнучка художника, уникальность этой выставки в том, что Поленов просто есть, и его можно привезти не только в Суздаль.
В 2024-м, в юбилейный год Василия Поленова, с его наследием знакомились Самара и Владивосток. В начале 2025-го, как рассказал тележурналист и член Попечительского совета музея-заповедника В. Д. Поленова Сергей Брилев, картины Поленова увидели в Африке. А в эти дни ими наслаждаются в Бразилии, Аргентине, Перу и Чили.
«Вдумайтесь, автор евангельских сюжетов после 7 ноября 1917 года (в 1926-м — aif.ru) становится народным художником РСФСР, — говорит Брилев. — Это не значит, что он был аполитичен, тем более что был конформистом. В данном случае мы говорим о константе, на которой зиждется русская живопись».
«В принципе, живопись ХХ века, которую мы сейчас любим, не была бы такой без влияния Поленова», — дополняет его слова куратор Рыбалова.
«Спрятан» на выставке еще один удивительный факт. Действительно, не видимый глазу. Поленов ведь был не только академиком живописи, но и признанным композитором. Так что во втором зале экспозиции зрители смогут наслаждаться одновременно и его живописью, и музыкой.
Выставка «Поленов и ученики» в Суздальском кремле продлится до 15 марта 2026 года.








