Примерное время чтения: 10 минут
5976

Правда живописи: Коровина называли певцом счастья. И безжалостно грабили

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 48. Недешёвая помощь 01/12/2021
Репродукция картины художника Валентина Серова «Портрет художника Константина Коровина» из собрания Государственной Третьяковской галереи.
Репродукция картины художника Валентина Серова «Портрет художника Константина Коровина» из собрания Государственной Третьяковской галереи. wikipedia.org

160 лет назад, 5 декабря 1861 г., в книге московской Сергиевской церкви, что в Рогожской слободе, появилась запись: «У купеческого сына Алексея и законной жены его Аполлинарии родился сын. Таинство крещения совершал иерей Симеон Поспелов».

Священнику крупно повезло: его имя навсегда вписано в историю искусства. Причина — тот самый младенец, Константин Коровин, которому будет суждено перевернуть представление о живописи и обрести оглушительную славу.

Баловень судьбы?

Впрочем, именно со славой Коровина дела обстоят как-то странно. На долгое время он как бы выпал из обоймы «главных» отечественных художников. Мудрый Репин, романтичный Левитан, пышный Серов — эти имена заслоняют самую блестящую и яркую фигуру русской живописи.

А вот современники, не сговариваясь, признавали за Коровиным если не абсолютное первенство, то что-то близкое к тому. «Юный бог», «Весёлый корабельщик», «Садко» или просто Костенька — именно так, с любовью и восхищением, называли Коровина все окружающие. Многое решало потрясающее личное обаяние художника, которое даже на тех, кто замечал недостатки его характера, действовало почти гипнотически. Его однокашник по Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества художник Михаил Нестеров с плохо скрываемой завистью вспоминал: «Он был общий баловень. Баловали его профессора-художники, баловали учителя по наукам, коими он не любил заниматься, сдавая экзамены походя, где-нибудь на площадке лестницы... То простодушный, то коварный, Костя легко проникал, так сказать, в душу... Всё в нём жило, копошилось, цвело и процветало. Костя влюблял в себя направо и налево, никогда не оставляя места для долгой обиды, как бы ни было неожиданно им содеянное... Везло Косте, и он, беззаботно порхая, срывал цветы удовольствия...»

Тут самое время вспомнить слова полководца Александра Суворова, успехи которого на поле брани тоже часто приписывали удаче, случаю или везению: «Раз везенье, два везенье, помилуй Бог, надобно ведь и уменье!»

Художники в гостях у Саввы Мамонтова. Илья Репин, Василий Суриков, Константин Коровин, Валентин Серов, Марк Антокольский. Музей истории и реконструкции Москвы. Фотокопия.
Художники в гостях у Саввы Мамонтова. Илья Репин, Василий Суриков, Константин Коровин, Валентин Серов, Марк Антокольский. Музей истории и реконструкции Москвы. Фотокопия. Фото: РИА Новости/ М.Шабельников

Везенье и уменье

Вот как раз «уменье» Коровина заметным не было. Во всяком случае со стороны. Он отдавал предпочтение редкой живописной технике, которая называется alla prima, или, в переводе с итальянского, «за один присест». Картина действительно пишется сразу, одним сеансом. Художник не ждёт, когда просохнет предыдущий слой краски, — каждый следующий наносится на ещё сырые слои. Эта техника требует филигранного мастерства и не прощает ошибок. Один неудачный мазок — и всё, изображение превращается в кашу, изволь смывать краску и начинать сначала. Но Коровин достиг впечатляющих высот, став настоящим виртуозом. Разумеется, это вызывало желание подражать. Но получалось не у всех. Даже его друг, художник Валентин Серов, сетовал: «Хочется всё разрешить одним штрихом, одним мазком, как Костя Коровин, да не выходит». Михаил Нестеров нехотя говорил о том же: «То, над чем мы бились, получалось у Коровина само». И даже наставник Коровина, великий Василий Поленов, признавался: «Мне есть чему поучиться у Костеньки».

Но кого волнуют тайны мастерской художника? Гораздо больший интерес вызывает то, что на виду. А на виду были невиданный успех и немыслимая плодовитость «Моцарта живописи», как часто называли Коровина. «Он работает как бы играючи, и всё же часто то, что он делает, столь пленительно, что любуешься с великим наслаждением». «Коровин нужен слишком многим. Его разрывают на части и не дают успокоиться, сосредоточиться. Целые годы проходят у него в безумно спешной работе».

Эскиз костюма князя Игоря для постановки оперы А. П. Бородина «Князь Игорь» в Мариинском театре. 1909
Эскиз костюма князя Игоря для постановки оперы А. П. Бородина «Князь Игорь» в Мариинском театре. 1909 Фото: Commons.wikimedia.org

Фронт работ

Работал Коровин действительно много. И хотя впоследствии он вспоминал: «Много отнял у меня времени театр. Лучше бы я писал картины», — находилось время и для картин, и для декоративных панно, и для оформления промышленных выставок, и даже для работ военно-прикладного характера. Во время Первой мировой войны соображения Коровина насчёт маскировки произвели на военное министерство большое впечатление. Константин Алексеевич был назначен консультантом при штабе Юго-Западного фронта, где в сентябре 1916 г. осуществил опытную краскомаскировку фронтовых позиций и был отмечен благодарностью. А чтобы представить масштаб работ Коровина как театрального художника, надо лишь сказать, что для Частной оперы Саввы Мамонтова и для Императорских театров он оформил 64 балета и 84 оперы — абсолютный рекорд.

Художник покинул Россию в 1922 г. Предполагалось, что временно, для лечения сына-инвалида и «устройства выставки картин своей кисти, с отчислением процентов с неё на борьбу с последствиями голода в РСФСР». Однако оказалось, что навсегда. Часто говорят, что Европа сломила Коровина, лишив его жизнерадостности и «погасив талант». На самом деле это не так. И талант, и мастерство, и потрясающая работоспособность — всё остаётся при нём до самого конца. Он востребован как театральный художник — пишет декорации к операм с участием Шаляпина и гастрольным спектаклям труппы балерины Анны Павловой. А его персональная выставка «Впечатления Парижа» 1929 г. получает ураганную прессу. Французский критик Луи Воксель восторженно писал: «То, что есть наше существование и наша мука, — всё это Коровин глубоко почувствовал, наблюдал любознательным глазом и зарегистрировал с точностью, не потерявшись в деталях». Он востребован и как общественный деятель — в 1930 г. Коровин заседает в жюри конкурса красоты «Мисс Европа». Оказывается, в те благие времена конкурсы красоты судили исключительно художники и скульпторы, а не представители бьюти-медиа, шоу-бизнеса и фэшн-индустрии.

«Портрет Ф.И.Шаляпина», 1911,ГРМ
«Портрет Ф.И.Шаляпина», 1911,ГРМ Фото: Public Domain

Блеск и нищета

На знамени «цивилизации Запада» вышит девиз, который многие считают верным и справедливым: «Если ты такой талантливый, где твои деньги?»

В России Коровин не бедствовал. Его друг, художник Сергей Виноградов, в 1930 г. вспоминал: «Популярен был он чрезвычайно; у него был автомобиль, в нём всегда были в бутоньерке розы. В ту пору автомобиль был ведь не так повседневен, как теперь. В Крыму у него была чудесная вилла "Саламбо"»...

Но вот как описывает его жизнь в Париже Ирина Шаляпина: «То, что представилось моим глазам, потрясло. Я не могла представить, что так может жить один из лучших наших художников. Сырая комната, в углу кровать, задёрнутая пологом, несколько стульев»...

Так где же деньги? Коровин по-прежнему талантлив и востребован, так почему он живёт в нищете? Может, всё дело в том, что девиз «цивилизации Запада» никуда не годится?

Вероятнее всего, так оно и есть. В России ценили талант художника. В Европе — умение продавать. А вот что пишет Коровин в 1932 г.: «Я не люблю, ненавижу продавать картины сам. Это меня угнетает». И дельцы от искусства буквально обворовывают доверчивого художника — берут картины, обещают расплатиться как-нибудь потом и исчезают с концами.

Коровин умер 11 сентября 1939 г., после третьей бомбардировки Парижа немцами. Считается, что накануне 77-летний старик, страдающий стенокардией, был так напуган воем сирен, что его на улице разбил паралич. Но в тот же день главный редактор газеты «Возрождение» отказал ему в авансе и фактически выгнал из своего кабинета. Что стало истинной причиной смерти гениального живописца? Вопрос без ответа.

Оцените материал
Оставить комментарий (3)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах