Примерное время чтения: 12 минут
5149

Куратор выставки Джока Стёрджеса: ждём извинений от Мизулиной

Наталья Григорьева.
Наталья Григорьева. / Стоян Вассев / Из личного архива

Впервые выставка американского фотографа Джока Стёрджеса со снимками семей американских и европейских нудистов открылась в московском Центре фотографии им. братьев Люмьер 8 сентября 2016 года. Но уже спустя две недели организаторы решили её закрыть – причиной стало обращения депутата Елены Мизулиной, которая увидела в работах Стёрджеса признаки детской порнографии, и последующие после этого заявления беспорядки.

Следствие по обвинению в демонстрации детской порнографии длилось почти год и завершилось совсем недавно постановлением, в котором судебные эксперты признали полное отсутствие признаков преступления и высокий художественный уровень работ.

8 декабря в Центре фотографии им.братьев Люмьер нашумевшая выставка откроется во второй раз под названием «Без смущения 2.0». АиФ.ru встретился с основателем, директором галереи, куратором выставки Джока Стёрджеса Натальей Григорьевой, чтобы узнать детали обновлённой экспозиции и последние новости скандальной истории.

Елена Яковлева, АиФ.ru: - С момента постановления Следственного комитета прошло всего два месяца, а вы уже открываете выставку, для чего пришлось изменить график запланированных вернисажей. Почему такая спешка?

Наталья Григорьева: - Никакой спешки не было, мы уже были готовы к открытию выставки, ведь вели работу параллельно. Следственный комитет РФ - открытая организация, которая рассказывает о своих действиях, тем более, если вы являетесь участником дела. Мы знали, что вердикт будет озвучен осенью 2017 года, так что это было ожидаемое решение.

У нас было право возобновить выставку фотографий Стёрджеса в любой момент. Но мы специально ждали заключения всех экспертов, чтобы на руках были документы. Честно говоря, я не представляю, как в обществе, в котором мы сейчас находимся, можно возобновить выставку без них. Даже имея на руках сегодняшние документы, я всё равно слышу комментарии Виталия Милонова (Депутат Госдумы рекомендует воздержаться от проведения выставки, которая «является оскорблением искусства и здравого смысла» - Ред.), которому абсолютно всё равно, что говорят Генеральная прокуратура и Следственный комитет РФ.

Конечно, для «Без смущения 2.0» пришлось раздвинуть график уже запланированных выставок этого года, так как он составлялся заранее, а в данном случае хотелось сделать всё «по горячим следам». Тем более Стёрджесу в 2017 году исполняется 70 лет, и мы решили таким образом сделать ему подарок.

- Сам Джок Стёрджес на выставку в Москву не приедет?

- Нет. Честно говоря, во всей этой истории ему было тяжелее, чем всем нам. Во-первых, возраст. Во-вторых, тема, в которой его обвиняли, для него самого кощунственна. Этот человек фотографировал семьи на протяжении 30 лет!

Не хотелось бы ругать свою страну, но у нас очень любят навешивать ярлыки. Например, недавно меня позвали выступить на одной радиостанции, сообщив, что темой передачи будет «Порнография. Джок Стёрджес». Понимаете? Людям даже в голову не приходит, что они как СМИ приравнивают Стёрджеса к этим понятиям. Заявляют широкой аудитории, что он такой.

Некоторые издания писали, что у Стёрджеса в США были подобные проверки и раньше. Этого не скрывает и сам Стёрджес. Другое дело, что это были проверки, организованные какими-то христианскими общинами, и в итоге в фотографиях Стёрджеса не нашли ничего противозаконного.

Но самое главное, что все эти проверки были сделаны с уважением к автору. Как говорил сам Стёрджес, кроме людей, которые его в чём-то заподозрили, до официального заключения никто в обществе ни в чём его не посмел обвинить. Во многих интервью он совершенно справедливо говорит: «Сколько я помню Россию, в ней самым большим обзывательством было «некультурный человек». И вдруг в стране, которая выросла на уважении к культурным ценностям, люди стали себя таким образом проявлять. Это очень грустно».

Jock Sturges  Ad'ele  Montalivet France 1999
Jock Sturges Ad'ele Montalivet France 1999 Фото: Центр фотографии им. братьев Люмьер

«Провокация»

- Наталья, за этот год у вас хоть раз состоялся диалог с Еленой Мизулиной, которая назвала выставку «пропагандой педофилии» (она же направила Юрию Чайке официальный запрос о проведении прокурорской проверки – Ред.) или уполномоченной по правам ребёнка при президенте РФ Анной Кузнецовой, которая также публично выступала против выставки, называя её «жуткой»?

- Нет, ни разу. Причём я писала им несколько писем с просьбой прийти и посмотреть фотографии, ведь то, о чём они говорили и то, что висело на стенах – это две разные истории (фотографий детей, распространяемых в тот момент в Интернете, не было на самой выставке – Ред.). Но ни Мизулина, ни Кузнецова не отвечали нам даже в социальных сетях. Единственным человеком, до которого мы смогли достучаться, был Антон Цветков (член Общественной палаты и руководитель организации «Офицеры России» – Ред.), который у себя в Facebook выложил пост со словами, что «нужно разобраться». Мы, естественно, сразу пригласили его разобраться.

Это был единственный человек, который пришёл, но, как помните, не один (Цветков пришёл с представителями своей организации, которые заблокировали вход в галерею – Ред.). Когда Антон посмотрел выставку, то сказал: «Да, мне может что-то не нравится, и я ничего здесь не понимаю, но это совершенно не то, что было где-то опубликовано».

Честно говоря, после того, как мы официально объявили, что следственный комитет сделал постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, я рассчитывала, что госпожа Мизулина напишет хотя бы какое-то письмо, принесёт свои извинения. Но ничего не последовало. Она не извинилась ни перед нами, ни перед Стёрджесом.

Я всё сделала для того, чтобы доказать, что у нас существует правда. А Следственный комитет и Генеральная прокуратура РФ мне в этом помогли. Если вы помните, со стороны администрации президента и других властных структур не было ни одного негативного комментария в нашу сторону или сторону Джока Стёрджеса. Всё, что произошло, было провокацией, организованной госпожой Мизулиной и поддержанной СМИ.

- На основании постановления об отказе в возбуждении уголовного дела не думали обратиться в суд с заявлением о клевете?

- Сейчас мы откроем выставку, посмотрим на реакцию граждан, которые этой самой клеветой занимаются, и будем решать.

- И всё-таки не страшно открывать выставку Стёрджеса во второй раз?

- У меня нет страха, но я уже морально готова ко всему. Я не считаю это допустимым, но понимаю, что сегодня, чтобы тема набирала больший рейтинг, в СМИ есть политика брать интервью у людей, которые не имеют права давать экспертные оценки, а также у людей, агрессивно настроенных к чему-либо. Возможно, мы даже не отдаём себе отчёт, что таким образом создаём в обществе мощную почву для негативного отношения друг к другу, а всё это не может дать никаких положительных плодов.

За последние 20 лет музейное сообщество сделало очень многое для того, чтобы люди стали ходить на выставки, чтобы молодёжь ушла из торговых центров и вместо просмотра колоссального количества не всегда качественных кинофильмов пришла ближе к искусству. А ведь искусство как ничто другое заставляет нас думать и рассуждать. Каждая выставка – это как минирассказ, который имеет своё начало и свой конец. Когда проходите сквозь него, у вас появляется своя точка зрения, которой вы можете делиться или нет, но в любом случае в вашем внутреннем мире что-то происходит…

Искусство поднимает те проблемы, которые существуют в обществе. Особенно нас трогает современное искусство (назовём его послевоенным), потому что мы живём в этом обществе. Когда же далёкие от искусства люди, которые не хотят рассуждать о проблемах, а только их создают, подобными акциями рубят по тому, что было нами создано за последние 20 лет, становится очень обидно.

- Я знаю, что в прошлом году, в ваш адрес поступали угрозы со стороны разных активистов, не возобновились ли они в связи с продолжением выставки?

-  Ситуация, которая в прошлом году происходила внутри и то, как её видели снаружи – это разные истории. Никто же со мной рядом не сидел и не понимал, что каждые 15-20 минут мне приходят сообщения с угрозами. Мне присылали номера моей машины, писали про моих детей, и что я скоро узнаю, что такое педофилия и порнография. Я даже думала о том, чтобы нанять охрану, которая бы защищала мою семью. Поступали угрозы к самому Центру фотографий, выставочным экспонатам, сотрудникам. Я же, как человек, который руководит этими людьми и несёт ответственность за их жизни, была вынуждена закрыть выставку.

Надеюсь, все прекрасно понимают, что произошло в прошлом году, и не думаю, что кто-то вновь будет умышленно делать какие-то провокации. Реакции, которые я вижу на выставку «Без смущения 2.0», невозможно сравнить с тем, что было тогда. Конечно, есть один-два неприятных комментария, но они совершенно другого толка - назовём их негативными. Все остальные пишут нам только: «Ура! Какие вы молодцы, что всё это победили».

Jock Sturges  Anette and Auregann  Montalivet France 2012
Jock Sturges Anette and Auregann Montalivet France 2012 Фото: Центр фотографии им. братьев Люмьер

«Чтобы люди понимали»

- Чем отличается наполнение выставки «Без смущения 2.0» от «Без смущения», которая проходила в прошлом году?

- Естественно, цель выставки – это показать фотографии Стёрджеса. У меня как у куратора есть моральный долг перед автором продлить эту выставку. А так как я являюсь гражданином РФ и человеком, который всю жизнь прожил в Москве, мне очень хочется, чтобы наш город менялся в лучшую сторону. Мне хочется, чтобы люди, которые сюда ходят, понимали, что происходит; не верили любому слову, которое, к сожалению, вылетает из уст некоторых людей; стремились к грамотности... Поэтому, помимо фотографий Стёрджеса, мы покажем хронологию конфликта, выдержки из постановления Следственного комитета, видео, которые тогда везде транслировались, комментарии о выставке, которые оставляли пользователи на официальном сайте галереи… Всё это позволит понять абсурдность той ситуации, в которой мы оказались. Надеюсь, мне удастся это донести, и больше никто в такую ситуацию не попадёт.

- Чтобы хватило места для демонстрации дополнительных материалов, вам пришлось сократить количество фотографий Стёрджеса до 22. По какому принципу решали, от каких 10 фотографий отказаться?

- Я с болью убирала эти 10 фотографий. Они все равнозначные. Но, естественно, мне хотелось оставить фотографии тех героев, с которыми Стёрджес работает по 30 лет…

Стёрджес даже сам не знает, какие фото я убрала. Я просто уже не стала ему говорить: ничем не хочу его расстраивать.

«Детей на выставку не пускаем»

- Какие меры безопасности в Центре фотографии им.братьев Люмьер вы приняли во избежание инцидентов?

- Весь Центр находится под видеонаблюдением (в прошлом году зал, в котором проходила выставка Стёрджеса на камеру не записывался). На открытие выставки мы пригласили  дополнительную охрану, а после служба безопасности будет работать в штатном режиме (если службу безопасности будет смущать какой-то человек, они имеют полное право досмотреть его вещи).

- Возрастное ограничение выставки «18+», но могут ли несовершеннолетние дети вместе со своими родителями попасть на «Без смущения 2.0»?

- Нет, детей мы не пускаем. Если родители хотят попасть на выставку, ребёнок может подождать в нашем кафе или книжном магазине.

-  И в финале хотелось бы узнать, чему вас научил этот инцидент? Возможно, изменился ваш подход к темам, выбору фотографий для выставок?

- Нет, ничему не научил…  Естественно, моральный ущерб, который понесли мы, Стёрджес и герои его фотографий, очень многое изменил во всех нас. Я не могу сказать, что изменила отношение к своей деятельности, конечно, нет. Но меня это немного подкосило. Я не ожидала такой бури возмущения и нежелания людей рассуждать.

Оцените материал
Оставить комментарий (4)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах