1949

Гоген-то не настоящий. Как разоблачали подделки шедевров искусства

Скульптура «Голова с рогами», авторство которой приписывалось Полю Гогену.
Скульптура «Голова с рогами», авторство которой приписывалось Полю Гогену. The J. Paul Getty Museum

Рынок произведений искусства огромен, шедевры живописи обычно не дешевеют. Аукционные рекорды стоимости картин долгое время обновлялись чуть ли не ежегодно — правда, сейчас сложное представить, что найдется что-то дороже, чем приписываемый Леонардо Да Винчи «Спаситель мира» (полотно продано в 2017-м на аукционе Christie’s в Нью-Йорке саудовскому принцу за $450 млн). Впрочем, на закрытых продажах цены тоже довольно высоки. Так, в 2015 году картину Поля Гогена «Когда свадьба?» оценили, по некоторым данным, в $300 млн.

Конечно, такие суммы привлекают множество мошенников и аферистов, которые занимаются чуть ли не промышленным производством поддельных «шедевров» для продажи коллекционерам и музеям. Среди этих преступников встречаются и своего рода мастера: они используют, например, оригинальные полотна и краски из выбранного времени, копируют стиль работы живописца — всё для того, чтобы обмануть экспертов и сбыть свой товар. У искусствоведов даже есть шутка, что из 2 тысяч картин плодовитого французского пейзажиста XIX века Камиля Коро в частных коллекциях хранится 4 тысячи. Но в большинстве случаев рано или поздно подделки разоблачают — у таких «шедевров», как правило, история (то есть провенанс) вся в белых пятнах.

Не Гоген

Один из последних случаев разоблачения подделок имел место в американском музее Гетти. Там с 2002 года хранилась скульптура «Голова с рогами», купленная музейщиками у авторитетных арт-дилеров. Эта скульптура была атрибутирована как работа Поля Гогена, а её стоимость, по оценкам, была до $5 миллионов. Правда, эксперты сомневались в авторстве французского живописца, доказательная база была очень слабой, но это не помешало музею разместить «Голову» в постоянной экспозиции. В итоге оказалось, что скульптура изготовлена не Гогеном, а неизвестным мастером с Таити, где живописец её, видимо, и увидел (он привел в дневнике фото «Головы»). Из экспозиции Гетти скульптуру изъяли.

Не Малевич

Русский авангард подделывают очень часто, но обычно эти подделки быстро разоблачают. Задержки обычно связаны с собственниками картин — частные владельцы редко устраивают экспертизы. Например, в коллекции немецкого предпринимателя Вильгельма Хака было довольно ценное полотно Казимира Малевича «Черный прямоугольник, красный квадрат». С 1970-х годов эта коллекция (в которой было еще и несколько десятков рисунков Малевича) хранилась в специально созданном музее в городе Людвигсхафене. Главная картина даже послужила образцом для логотипа музея, который носил имя коллекционера.

Читайте также: «Пытался понять, что же я сделал». Малевич — о загадках «Черного квадрата»

Но в 2014 году после смерти сына создателя коллекции Харальда Хака часть собрания — в том числе и «Черный прямоугольник, красный квадрат» — была передана в дар музею изобразительных искусств в Дюссельдорфе. Там провели две экспертизы и оказалось, что Малевич поддельный: эта картина, датированная 1915 годом, была написана после 1955-го — вероятнее всего, в 1970-х годах. Отметим, что отсутствие провенанса имело место и в этом случае — поэтому эксперты и раньше сомневались в подлинности картины, но экспертиза была невозможна, пока картина находилась в частной собственности. Кстати, после установления истины музей в Людвигсхафене сменил логотип.

«Черный прямоугольник, красный квадрат».
«Черный прямоугольник, красный квадрат». Commons.wikimedia.org

Не Модильяни

Весной 2017 года со скандалом закончилась выставка картин одного из самых знаменитых итальянских художников XX века Амедео Модильяни, которая проходила в Генуе. Искусствовед Карло Пепи подал заявление в полицию, заявив, что большинство работ в экспозиции — фальшивки. Расследование подтвердило его правоту — из 21 картины подлинной была только одна. Любопытно, что эта выставка проехала по многих городам Европы, везде вызывая ажиотаж, но подмены никто не заметил. Причем подделаны были самые известные работы Модильяни — например, «Лежащая обнаженная», оригинал которой в 2015 году был продан с аукциона китайскому коллекционеру за $170 миллионов.

«Лежащая обнажённая».
«Лежащая обнажённая». Public Domain

Не Кустодиев

Впрочем, иногда совершают ошибки даже солидные аукционные дома. Например, в 2005 году российский бизнесмен Виктор Вексельберг купил через Christie’s картину Бориса Кустодиева «Одалиска» (другое название — «Обнаженная в интерьере») за 1,7 миллиона фунтов стерлингов — почти в десять раз выше предварительной оценки (180-200 тысяч фунтов). Позже выяснилось, что «Одалиска» написана другим художником, а Кустодиев к её созданию отношения не имеет. В 2009 году картина была включена в «Каталог подделок произведений живописи», изданный под эгидой Росохранкультуры. В Christie’s расторгать сделку отказались. Вексельберг подал иск в Высокий суд Лондона и выиграл дело в 2012 году.

Фотогалерея: 10 знаковых картин Бориса Кустодиева

«Одалиска».
«Одалиска». Public Domain

Не Вермеер

Ян Вермеер — нидерландский живописец XVII века, один из самых ярких представителей голландского искусства «золотого века». Его наследие не слишком велико и известно наперечет — всего 34 картины. Еще в пяти полотнах эксперты не уверены. При этом спрос на работы Вермеера всегда был большим — возможно, лишь немного уступая работам Рембрандта. Это и стало причиной появления огромного количества подделок — наряду с отсутствием точной информации о том, что художник написал при жизни. Самым известным фальсификатором Вермеера считается нидерландский художник Хан ван Меегерен. Он начал изготавливать подделки в 1930-е годы, чтобы отомстить арт-критикам, не принимавшим его собственные работы. За десять лет он «обнаружил» множество новых картин Вермеера — среди них «Христос в Эммаусе», «Тайная вечеря», «Христос и грешница», «Страсти Христовы». «Вермееры» от ван Меегерена продавались очень хорошо — их покупала, например, Королевская галерея Роттердама. Во время Второй мировой войны ванн Меегерен сбывал свои подделки бонзам нацисткой Германии. Из-за этой неразборчивости его бизнес и закончился: фальсификатора обвинили в сотрудничестве с нацистами, ему грозило пожизненное заключение, и он вынужден был признать, что все найденные им картины Вермеера — фальшивки. В доказательство он в присутствии свидетелей нарисовал очередного «вермеера» — и получил всего год тюрьмы. Впрочем, этот год стал для ванн Меегерена пожизненным — он скончался в заключении от перенесенного во время суда стресса.

Фотогалерея: Ян Вермеер. Картины и биография

Ван Мегерен в 1945 году пишет картину «Иисус среди книжников» для судебного эксперимента.
Ван Мегерен в 1945 году пишет картину «Иисус среди книжников» для судебного эксперимента. Фото: wikipedia.org/ Koos Raucamp
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество