В центре Москвы на территории в тысячу квадратных метров возник древний город Эдо (так жители средневековья называли Токио) с цветущей сакурой и мистическими садами камней, с домами самураев и гейш, с храмом и замком сёгуна. Всё это объединяет легенда о преданных самураях, пожертвовавших за восстановление доброго имени своего господина жизнями. Их господин был приговорён к смерти за то, что напал на высокопоставленного чиновника, который мучил его постоянными издевательствами. 47 ронинов дали клятву жестоко отомстить, несмотря на то, что за это их ждал смертный приговор.
«Легенда о 47 ронинах потрясла меня во время моего первого визита в Японию, — говорит генеральный продюсер проекта Георгий Аистов. — Более двадцати лет я вынашивал идею выставки. Мы создали новый проект, наполненный уникальными экспонатами, собранными из частных коллекций со всего мира и ни разу не выставлявшимися. Мы используем ультрасовременные технологии, погружающие посетителей в мир Страны восходящего солнца».
Отважным героям на выставке посвящён целый зал. Здесь представлена серия гравюр «47 верных вассалов, или Инцидент Ако» выдающегося японского автора Утагава Куниёси. В работах Куниёси каждый ронин представлен в отдельности. А важнейшим дополнением к гравюрам Куниёси стала биография каждого самурая, написанная поэтом Итисуаном.
Из девяти выставочных залов большой интерес посетителей вызывают залы оружия и доспехов самураев. «Издревле для японца меч стоит впереди жизни и чести: его клали у колыбели младенца и ложа мёртвого самурая как символ пройденного земного пути. Меч первым указывали в завещании, как великую семейную ценность. Самым большим позором у самурая считалась потеря меча, и чтобы загладить позор, воин должен был сделать себе харакири», — рассказывает куратор выставки Денис Каргаев.
Самый древний клинок коллекции — короткий вакидзаси, «хранитель чести самурая», изготовленный мастером Мумараса в XIV веке. «Изготовление мечей было в Японии целым ритуалом. Перед тем как ковать меч, мастер покупал новую одежду, несколько дней молился и совершал обряды изгнания злых духов, чтобы его оружие не обладало «злой душой». Мумарас был хорошим оружейным мастером. Однако человеком вспыльчивым и неуравновешенным. И считалось, что этот дух злобы переходил его оружию. Именно поэтому клинки Мумараса считались «жадными до крови» и провоцировали хозяина вступать в кровавые схватки. По приказу сёгуна — верховного правителя — все мечи этого мастера должны были быть уничтожены под страхом смерти. Лишь четыре клинка дошли до наших дней», — продолжает Денис Каргаев.
Центральным экспонатом выставки являются доспехи одного из самых беспощадных и гениальных японских полководцев, объединившего Страну восходящего солнца, Ода Набануки — «Чёрный демон». Вертикальное ребро доспеха, парные грудные пластины и шлем из 32 пластин своей жёсткостью способны были защитить великого японского самурая от летящих пуль и стрел. Один из самых ярких элементов «Чёрного демона» — маска, украшенная тончайшими гравировками из серебра и золота. Кстати, сделана она была по специальному заказу Ода Набунаги, который пожелал, чтобы она имела сходство с чертами его лица, хотя другие самураи предпочитали скрываться под чужими масками.
Цель организаторов выставки — не только показать и рассказать о жизни Японии, но и вовлечь посетителей в жизнь древнего Эдо. Именно поэтому здесь проводят мастер-классы по созданию икебаны, показывают, как правильно надевать и носить кимоно, учат писать иероглифами, устраивают поединки на мечах…
Выставка «Самураи. 47 ронинов» продлится по 30 января 2014 года.