Примерное время чтения: 8 минут
163

Фестиваль «Окно в Европу» сделал прогноз на завтра

Завершившийся в Выборге фестиваль «Окно в Европу», девиз которого «отечественное кино – прогноз на завтра», в семнадцатый раз попытался нащупать дорогу в неясное будущее российского кинематографа. Дорога эта оказалась местами симпатичной, иногда – совсем непривлекательной, но, в основном, - скучновато-предсказуемой. Особенно это касается так называемого «коммерческого» кино, которому организаторы уделяют столь же пристальное внимание, что и авторскому. В программах «Окна в Европу», всегда участвуют как новаторские работы, так и картины, рассчитанные на широкую зрительскую аудиторию. Этот год не стал исключением.

Наряду с экспериментальной «Кошечкой» Григория Константинопольского и признанным фестивальным хитом «Полторы комнаты или Сентиментальное путешествие на Родину» Андрея Хржановского за Золотую Ладью основного конкурса «Осенние премьеры» соревновались, например, «зрительские» «Фонограмма страсти» Николая Лебедева и «Ясновидящая» Ильи Хотиненко. По крайней мере, так позиционируют свои работы сами авторы, которые, кажется, считают: зрительское кино – это когда предсказуемо и скучно. И очень стараются не отступать от подобной концепции. Так, «Фонограмма страсти» оказалось какой-то совсем уж бесстрастной. Вместо захватывающей интриги и волнующих эротических сцен нам показали «замороженного» итальянского секс-символа и кучу сюжетных нестыковок. «Ясновидящая» не на шутку поразила восхитительно незамысловатыми диалогами героев и полотенцем, высокохудожественно сползающим с Евгения Стычкина в бассейне.

Просмотр всего этого великолепия рождал в голове массу мыслей, главную из которых в высшей степени артистично озвучил Юрий Колокольников на открытом заседании жюри. Красивый, загорелый, в модных майке и брюках, он взял микрофон и спросил: «Зачем?!»

«Можно обсуждать достоинства и недостатки картин, говорить о качестве сценария , актерских и операторских работа и т.д., но лично я, когда смотрю, в первую очередь хочу понять: «Зачем? Для чего человек вообще снимает это кино?», - спросил он.

Он был не единственным членом жюри, кого интересовал этот вопрос. Кинокритик и телеведущий Борис Берман был просто удручен. «Все картины я оценивал с точки зрения того, мог бы я их рекомендовать посмотреть своим друзьям. И таковых я насчитал всего два с половиной фильма, один из которых уже прошел в прокате», - расстраивался Борис Исаакович.

А вот председатель жюри Алексей Герман-мл. – самый, кстати, молодой за всю историю «Окна в Европу», оценивал настоящее и будущее отечественного кинематографа куда позитивнее. «Если смотреть на ситуацию столь пессимистично, то можно вообще не проводить фестивали и не снимать кино. Я не считаю, что все так уж плохо. За последнее время я посмотрел много русских картин – и здесь, и на «Кинотавре» и среди них было большое количество интересных, иногда выдающихся работ», - радовался Алексей Алексеевич.

Он вообще на «Окне в Европу» пребывал, по большей части, в благостном настроении. Улыбался, с удовольствием позировал фотографам и на всех мероприятиях появлялся в компании очаровательной Алисы Хазановой, которая тоже оценивала конкурсные работы. В женском , пардон, туалете кинотеатра «Выборг Палас» , куда мы с коллегами зашли в перерыве между сеансами, юная подруга другого члена жюри, продюсера Александра Кушаева, по секрету увлеченно рассказывала приятельнице, что у венецианского лауреата, похоже, начался новый этап в жизни: он счастлив и пребывает в полной гармонии с самим собой.

Борис Берман, несмотря на пессимизм в отношении кино, тоже не производил впечатления человека, окончательно разочаровавшегося в жизни. Он улыбался, с удовольствием позировал фотографам, и везде появлялся вместе со своим коллегой Ильдаром Жандаревым. Хотя на веранде кафе «Сова», куда мы с коллегами зашли выпить кофе, одна питерская журналистка по секрету рассказывала коллеге-фотографу, что Борис Исаакович - человек ранимый. Когда ему в другой известной программе Первого канала показали пародию на их с Жандаревым «На ночь глядя», он всерьез обиделся. Там, видите ли, заявили, что он носит белые носки. «Вы видели меня когда-нибудь в белых носках?» - возмущенно вопрошал он у незадачливых пародистов.

Михаила Ефремова, представившего на «Окне в Европу» две своих актерских работы – он, как всегда, блистательно, сыграл стареющую балерину в «Кошечке» и романтичного чиновника в дебюте Ильи Демичева «Какраки» (последний скоро поедет в Венецию, где будет участвовать в Неделе критики), цвет носков волновал меньше всего. Ему в любых было весело. Михаил Олегович, как всегда, зажигательно расслаблялся в компании многочисленных друзей, причем делал это, похоже, круглосуточно.

А вот «ералашный» папа, а с некоторых пор, режиссер, Борис Грачевский не расслаблялся ни на секунду. Сначала он активно приглашал всех попадающих в поле зрения на премьеру своей «Крыши» (причем делал это каждый день, а то и по несколько раз на дню), а потом, после показа (он состоялся накануне закрытия фестиваля), требовал у всех подробного отчета о просмотре. «Ты понял, что это шедевр?» - вопрошал он. Тому, кто не понял, он начинал объяснять. Большинство предпочитало понимать сразу. На банкете по поводу закрытия Грачевский пел – наверное, от счастья.

Александр Пашутин, приехавший отметить двадцатипятилетний юбилей фильма «Парад планет» купался в обожании. Практически все фестивальные дамы сочли своим долгом восхититься его отличной спортивной формой – в кулуарах поговаривали, что актер обрел ее благодаря участию в «Последнем герое» и «Танцах со звездами». Александру Сергеевичу такое внимание, похоже, нравилось. На завтраке он появлялся исключительно в майках, подчеркивающих его бицепсы и трицепсы, вызывая все новые волны восхищения. А для поддержания формы Пашутин играл в теннис.

Владимир Хотиненко, чей фильм «Поп» (в Выборге он шел как «Преображение») открывал фестиваль, выяснял отношения с президентом гильдии киноведов и кинокритиков Виктором Матизеном. Он считал: в том, что они не здороваются, есть что-то неправильное. «Как же нам здороваться, ты же голосовал за мое исключение из Союза», - удивился Матизен. «Ну что ты, не понимаешь, это же правила игры. Здороваться-то все равно надо» - разъяснял невежливому критику вежливый режиссер.

В общем, жизнь на «Окне в Европу» била ключом.

Но главным, безусловно, оставалось кино – все ждали решения жюри. Оно, впрочем, оказалось предсказуемым. Гран При фестиваля – Золотую Ладью – получил фильм Андрея Хржановского «Полторы комнаты или Сентиментальное путешествие на Родину». Серебряную Ладью – за художественное решение - получил фильм Наны Джорджадзе «Метеоидиот» с Мерабом Нинидзе в главной роли. Приз за лучшую женскую роль получила Алиса Фрейндлих, исполнившая роль матери Бродского в картине Андрея Хржановского. Ладью за лучшую мужскую роль вручили Михаилу Ефремову за монолог стареющей балерины в фильме Григория Константинопольского «Кошечка». Константинопольский был явно недоволен (хотя и получил еще два приза – «Белого слона» от критиков и Приз им. Саввы Кулиша). Он считал, что формулировка «за мужскую роль» не вполне отражает сути происходящего и заявил об этом весьма недвусмысленно. Просто взял, вызвал на сцену режиссера «Какраков» Илью Демичева и передал приз ему. Демичев приз взял, хотя до этого уже получил спецприз от президента фестиваля Армена Медведева и ладью за третье место в конкурсе «Выборгский счет», пропустив вперед «Одну войну» Веры Глаголевой и «Видримасгор или история моего космоса» дебютантки Яны Поляруш. Но с другой стороны, с чего бы ему приз не взять – ведь чем их больше, тем интереснее.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах