На прошлой неделе в Манеже открылась выставка «Большая русская икона». Название точно отражает суть - в экспозиции представлено то, что принято называть «Большой храмовой иконой». Как правило, именно они составляли иконостас. И их много - 300 единиц.
Временной охват тоже велик - от рубежа XVI-XVII вв. до самого начала XX в. Так что можно проследить, как менялась отечественная иконописная школа - от суровых старообрядческих ликов до вполне плотских, временами даже фривольных образцов барокко и рококо. Правда, не представлены современные иконы, где новопрославленные святые явно имеют портретное сходство, - вспомните хотя бы Матрону Московскую. Но для коллекционера Феликса Комарова, руководителя проекта, изменение стилей не столь важно. Важнее другое. В те времена, когда иные обогащаются, продавая национальное достояние за рубеж, он сумел спасти 60 икон, возвратив их на родину.
- Канон есть канон, и от него мало кто отходит, - сказал «АиФ» Феликс Комаров. - Но вот региональное разнообразие... Взглянув на иконы, ошарашенно представляешь, насколько же велика и разнообразна наша страна. Север, поморы - мощь и тяжкое, грубое дыхание Белого моря. Как будто их написал безмерно талантливый ребёнок. Юг, Ставрополь, казаки - яркое, красочное буйство, прямо-таки танец с саблями! А вот и Ростов Великий - тонкая прорисованность, интеллигентные сюжеты, своего рода поэзия Серебряного века.
Почему Иверскую икону Божией Матери называют Вратарницей?
Чем знаменита икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»?
Почему православные почитают Владимирскую икону Божией Матери?
Плывущий против течения. Почему Глазунова обвиняли в ксенофобии и шовинизме
Андрей Рублев: загадка богатого бессребренника