Примерное время чтения: 6 минут
2402

Почему наше ТВ показывает нам одних и тех же звёзд

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 4. Вернётся ли эра тотального дефицита? 21/01/2009

Такое ощущение, что по всем каналам шла одна и та же «Песня года» с одинаковым набором персонажей.

Порочная практика, когда с канала на канал кочует один и тот же «табор» звёзд, сложилась не сегодня. Телевидение всегда было клановым образованием, но сегодня это ощущается особенно. Современный поп-артист без телеэфиров - как гаишник без палочки. Не мельк-нул пару раз в месяц в «ящике» - и про тебя забыли. Кривая «заказных» концертов тут же ползёт вниз. А ведь именно корпоративные праздники, на которых звёзды получают обговорённый гонорар, да ещё и по предоплате, стали основным источником дохода всех без исключения артистов. «На кассу», когда гонорар исполнителя напрямую зависит от того, сколько людей купили билеты на концерт, уже почти никто не работает. Слишком большой риск оказаться в пролёте. Особенно сейчас, в условиях экономического кризиса, когда около 50% концертов отменяются из-за непроданных билетов.

Диски не кормят

Наступили времена, когда артисты могут позволить себе годами не выпускать новых альбомов. Даже Пугачёва как-то призналась мне, что издавать новые песни на каком-либо носителе просто нет смысла - их тут же украдут «пираты». «На «Новой волне» в Юрмале я спела несколько новых произведений, а уже через неделю в киосках продавался диск с этими песнями, - жаловалась примадонна. - Даже с телевизора нелегалы умудряются сделать запись». Известно, что на производство одного альбома (покупка и запись песен) уходит в среднем от 50 до 80 тыс. долл. Известны случаи, когда артисты отдают и по 300 тыс. «зелёных» за один альбом, если заказывают песни у таких именитых авторов, как, например, Максим Фадеев. При этом не меньше 100 тыс. долл. надо отдать ещё и за рекламу. Выручка от продажи альбома в результате составляет едва ли половину всех этих расходов. А при гораздо меньших затратах «пираты» успевают на следующий день после выхода официального релиза напечатать миллионы нелегальных копий.

Вот и сидят артисты, словно наркоманы, на «телевизионной игле». Чувствуя безграничную власть над артистами, телевизионщики ввели свод негласных правил корпоративной этики: звезда, присягнувшая на верность тому или иному каналу, а) не может принимать участие в аналогичных проектах канала-конкурента и б) должна по первому зову броситься на амбразуру падающих рейтингов и принять участие в любом шоу, будь то варка борща, бокс со звёздами или «ледовое побоище», как в народе прозвали многочисленные ледовые шоу. Отказы не приветствуются. Более того, «отказники» навеки вносятся в чёрные списки.

Но если уж ты попал в обойму, то можешь быть уверен: отныне тебя будут «пиарить» везде. Правда, этот «пиар» выходит артистам боком. Во-первых, наше ТВ никогда не платит исполнителям за выступление живыми деньгами, а отдаёт эфирами. А даже одна телесъёмка - это «убитый» день. Только на езду по пробкам в «Останкино» и обратно уходит несколько часов. Из-за плохой организации съёмки часовой программы длятся полдня. Большинство артистов в голос стонут, что находятся в рабстве у ТВ, но ничего с этим поделать не могут. «В следующий раз не позовут», - резонно отмечают они.

Леонтьев - заслуженный индеец России

Вторая беда нашей эстрады - все артисты в разных программах вынуждены, словно заезженные пластинки, петь один и тот же хит. Яркий пример - Валерий Леонтьев с песней Джеймса Ласта «Полёт кондора». Сама по себе песня замечательная. К тому же ветеран эстрады не поленился и заказал себе нарядный костюм индейца. Вот только из этого образа он не выходил на протяжении целого года. Артист играл вождя краснокожих и на сцене летней «Новой волны» в Юрмале, и на своих сольниках, и на всех новогодних телеконцертах, которые повторяли на старый Новый год уже в начале 2009-го. Начинаешь бояться, что артист будет выходить в нём на сцену, пока не осыпятся перья. А у зрителя тем временем складывается ощущение, что кроме «Полёта кондора» у Леонтьева новых песен просто нет.

София Ротару в частной беседе призналась мне, что, несмотря на заслуги, тоже вынуждена играть по этим правилам шоу-бизнеса. «Нет смысла выпускать больше двух новых песен в год, - говорит София Михайловна. - Публика должна к ним привыкнуть». Вот и получается, что один и тот же шлягер месяцами звучит на радио и крутится в виде ролика на музыкальных каналах, а затем попадает в финальную «Песню года», «Золотой граммофон», премии Муз-ТВ и МТV. Но мир вокруг так стремительно меняется, что наши артисты с их порочной практикой годами мозолить уши зрителей одним и тем же наспех сляпанным хитом кажутся какими-то окаменевшими истуканами. Даже Валерий Меладзе выпустил в прошлом году новый альбом «Вопреки» - все так называемые «новые песни» оказались проверенными временем старыми хитами.

А где молодёжь?

При таком раскладе молодым талантливым исполнителям путь на телевидение, а значит, и на музыкальный рынок, в целом просто заказан. Из молодёжи на центральные каналы попадают только выпускники «Фабрики звёзд», да и то не все. Их стало так много, что эфира на всех просто не хватает. А поддерживать «фабрикантов» эфирами телевидение обязано по контракту. Поэтому у меня лично вызвало искреннее удивление появление на ТВ в праздничные дни Петра Налича, пусть и с хитом двухлетней давности «Гитар». Песню уже давно затёрли до дыр радиостанции. Клип на неё скачали из Интернета чуть ли не миллион человек. А наше ТВ только-только обратило внимание на этого, безусловно, талантливого парня, которого уже давно окрестили «интернет-сенсацией». То есть артистом, который раскрутился не при помощи телевидения, а только благодаря Интернету. Именно во Всемирной паутине сейчас и происходит самое интересное. Талантливая молодёжь никуда не делась. Она просто «забила» на ТВ, и в общем-то правильно сделала.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах