Критика обласкала режиссера восторженными эпитетами и прочит ему статуэтку, а интернет-журнал Moviefone вспомнил, что Финчер начинал как клипмейкер. И перечислил еще несколько режиссеров, успешно сменивших поприще музыкального видео на большой экран.
ИХ
1. Дэвид Финчер
Набив руку на клипах Мадонны, Полы Абдул и Aerosmith, в 1992 году Финчер дебютировал в большом кино с «Чужим 3». Восторга картина у зрителей не вызвала. А критика, до премьеры сомневавшаяся, что молодой Дэвид сможет достойно продолжить дело Ридли Скотта и Джеймса Кэмерона, спустила на него всех собак, назвав его режиссуру «неуклюжей» и «незрелой». 30-летний Финчер не расстроился, отточил стиль и через три года вернулся с картиной «Семь», а затем снял «Игру» и «Бойцовский клуб», окончательно забетонировавшие за ним репутацию режиссера с «собственным стилем».
В 2009 финчеровская «Загадочная история Бенджамина Баттона» заработала 13 номинаций на «Оскар», но победила только в трех технических. В этом году у Финчера есть все шансы взять реванш.
2. Мишель Гондри
Этот странноватый француз начал снимать для клипы электронных групп вроде Massive Attack и Daft Punk достаточно поздно. У Финчера, например, к этому времени уже были слава и признание в Голливуде. Но в 2004 «Вечное сияние чистого разума» мгновенно вывело Гондри в кумиры поколения хипстеров и привлекло к нему внимание Голливуда, оценившего эксцентричный стиль режиссера. Злопыхатели, правда, называют Мишеля «мошенником» и утверждают что трюки, используемые им в кино, уже были придуманы до него. В этом году француз ступил на территорию мейнстрима, выпустив «Зеленого шершня» и впервые забравшись в третье измерение. Но результат, похоже, не оправдал ожиданий.
3. Спайк Джонзи
Спайк начал снимать короткометражки в 22 года, потом переключился на клипы, а в 1999 году, когда ему только-только стукнуло 30 лет, мир уже восхищался его «Быть Джоном Малковичем». Студии наперебой предлагали Джонзи работу, вход в высшую голливудскую лигу был уже совсем-совсем рядом. Но Спайк, всегда ставивший творческую свободу выше коммерческой выгоды, вернулся к клипам и короткометражкам. В 2009 году студии доверили ему $100 млн на экранизацию детской сказки «Там, где живут чудовища». Но Спайк опять все сделал по-своему, побрезговав новомодными CGI-спецэффектами ради аутентичных кукол. Фильм провалился в прокате, и пока о режиссерских планах Джонзи в большом кино ничего не известно.
4. Антуан Фукуа
Самым известным клипом Фукуа был Gangsta Paradise, так что неудивительно, что самый успешный его фильм, «Тренировочный день» посвящен криминалу и продажным копам. В отличие от многих других режиссеров, «пошедших на повышение», в Фукуа не сразу заметно бывшего клипмейкера. Его стиль сдержан и по мнению американских критиков скорее напоминает раннего Скорсезе.
5. Марк Уэбб
Карьера Марка стремительна и похожа на сказку. Пара видео – и громогласный дебют. «500 дней лета» - возможно, самый лучший фильм о любви в мире для тех, кому больше 20, но еще ну стукнуло 30. Кассовые сборы более чем в восемь раз перекрыли затраты на производство. И вот студии уже предлагают Марку «перезапустить» «Человека-паука», мотивируя это тем, что он отлично понимает молодежь и может привнести в комикс настоящую романтику. Что сделает с фильмом большой и добрый как Рождество Марк, пока неизвестно, но все надеются, что будет круто.
6. МакДжи
Здоровенный рыжий весельчак МакДжи в начале карьеры снимал для групп Sugar Ray, Smash Mouth и Offspring, делая жизнерадостные и яркие клипы – солнце, девочки, Калифорния. В кино МакДжи дебютировал с задорными «Ангелами Чарли 2», которые многие поспешили обвинить в излишней «клиповости». Полный решимости доказать, что может снимать не только двухчасовые клипы, Мак взялся за «Мы одна команда», занудную драму об американском футболе. В 2009 режиссер попытался переосмыслить и дополнить вселенную Терминатора, но вышло неубедительно. Даже мрачное постапокалиптическое будущее у него выходит «гламурным» и нестрашным.
7. Майкл Бэй
Многие называют Бэя «человеком с тотальным отсутствием чувств меры и вкуса». Создатель «Плохих парней» и «Трансформеров» обожает взрывы величиной с Биг Бен, девушек в бикини и ураганные перестрелки. И желательно, как в анекдоте, побольше, побольше! Еще критики хулят Майкла за то, что сюжеты в его фильмах дело второстепенное. Но зато он может экранизировать даже кастрюлю! И сделать из нее блокбастер!
НАШИ
8. Федор Бондарчук
С начала 90-х Бондарчук снимал клипы для отечественных звезд и был на этом поприще первым среди равных. Снять клип у Бондарчука было престижно и доказывало статус звезды. В 2005 Федор дебютировал в большом кино «9 ротой», которая окупилась втрое, но вызвала обвинения в эпигонстве, отсутствии собственных идей, «гламуризации» войны в Афгане. Шквальный огонь критики даже не поцарапал самоуверенности режиссера, в 2008 взявшемся за дилогию «Обитаемый остров». Фильм стал самым провальным в истории России. И остается им и по сей день. («Щелкунчика» Кончаловского мы не считаем, там половина бюджета – иностранная). В этом году режиссер планирует выпустить в США экранизацию Акунина «Зимняя королева» с Милой Йововович, а к концу света в 2012 очаровать всех «Сталинградом 3D».
9. Павел Руминов
Карьера амбициозного режиссера пока развивается через пень-колоду. То шум вокруг «Мертвых дочерей», то тихий выход «Визита мушкетера» сразу на DVD. Потом попытка вернуться в обойму «Обстоятельствами», затем выход незамеченных псевдодокументальных «Двух часов».
10. Тигран Кеосаян
В начале 90-х вместе с Федором Бондарчуком подвизался на ниве клиподелания. Перебравшись в большое кино снимал более-менее регулярно, но в последние годы переквалифицировался в телеведущего и снизил режиссерскую активность. Последний фильм «Мираж» тихо и незаметно провалился в прокате. Но судя по вечной улыбке Тиграна, на его настроение это никак не сказалось.