Новая история киностудии «Ленфильм», которая, будучи колыбелью отечественного кино, находится в полном упадке, ведет отсчет с минувшего понедельника. «Ленфильм» получил новый совет директоров – в него вошли, среди прочих, режиссеры Александр Сокуров и Алексей Герман-младший, а председателем, заменив на этом посту кинопрокатчика Эдуарда Пичугина, стал Федор Бондарчук. Должность генерального директора осталась за Эдуардом Пичугиным. Работа по возрождению «Ленфильма» уже идет. О том, что происходит сейчас на старейшей киностудии страны и какое будущее ее ждет, рассказали Федор Бондарчук, Эдуард Пичугин и Алексей Герман.
- Есть избитое выражение «антикризисный менеджер», - заявил Федор Бондарчук. – Им я себя и ощущаю. Есть шаги, которые нужно сделать с самого начала. В том числе: возвращение библиотеки «Ленфильма», что мне кажется необходимым. Далее: мы работаем над реализацией возврата налогов иностранных производителям, которые пользуются услугами студии. Это та причина, по которой Петербург не привлекателем для западных кинематографистов. Наконец, очевидное: дырки в полах, лопнувшие трубы и так далее. Студия на ладан дышит. Снимать там невозможно, находиться там просто опасно. Надо менять павильоны, делать их современными по высоте, по звукоизоляции и оборудованию.
Бондарчук напомнил о творческих объединениях, которые в Советском союзе были удачной формой для творчества кинематографистов. На «Мосфильме» они не сохранились, но на «Ленфильме» новое руководство планирует их возобновить, что позволит развивать любые направления кино: детское, документальное, фестивальное, для массового зрителя и пр.
Новая история «Ленфильма» началась с конфликта между новоявленным руководством и другим «крылом» спасателей студии – Александром Сокуровым и Андреем Сигле. Однако, как сказал Бондарчук, мирить никого ни с кем не нужно. «Проблемы в разных взглядах на будущее «Ленфильма» лежат в области продюсирования. Но до того, чтобы решать, какие фильмы там запускать, еще очень далеко. Этого может вообще не случиться, если не сделать шаги к реанимированию студии».
Свою роль Федор Бондарчук видит в объединении петербургских кинематографистов и возрождении студии с чисто практической стороны. Что касается самого острого вопроса - направленности студии, то председатель совета директоров планирует дистанцироваться от этой темы. Поэтому вопрос о том, какое кино будет производить «Ленфильм» – поделки на любой вкус или авторское кино – остается открытым до того момента, как студия будет отремонтирована.
Как заявили Пичугин и Бондарчук, единственная форма поддержки, которая требуется «Ленфильму» от государства на данный момент, - снижение ставки по кредиту. Общая сумма необходимого займа, который планирует осуществить новое руководство на обновление студии, - 1,5 миллиардов рублей, первоначально необходимый капитал – 300 миллионов.
- Уже есть несколько предложений от банков, которые присылают их в ответ на запрос от заемщика, то есть от нас, - прокомментировал финансовую ситуацию Пичугин. – «Ленфильм» сегодня, который получил путевку в жизнь на развитие, - очень интересный клиент для любого банка. Не только как коммерческий партнер, но и как знаковый проект. Нам предстоит большая работа с банками, в особенности по ставкам. Вопрос к государству – чтобы ставка была минимальной и чтобы не возникло риска утраты собственности.
Работа на «Ленфильме» кипит уже с этого понедельника. В том числе ведется работа по регистрации нового устава, оформлению документов и пр. На днях будет определена повестка и дата первого собрания совета директоров.
- Уже привезли чертежи тех оград, которые стояли там раньше, - рассказал генеральный директор Эдуард Пичугин. - Мы будем создавать ощущение фабрики кино, сказки: пустим игровой транспорт, дизайнеры создадут ухоженные, правильно оформленные клумбы, мы приведем в порядок фасад… Сейчас это пять тысяч квадратных метров, где нет даже склада: пустые заколоченные помещения с табличками «библиотека», «конференц-зал». Весь этот комплекс мы превращаем в музей кино, музей «Ленфильма». Огромная база реквизита – 350 тысяч единиц хранения. Это не просто коллекция – это история, энергетика. С помощью специалистов, историков, любителей Ленфильма мы сейчас разрабатываем этот музей.
На студии откроется и кинозал, который займет место нынешнего конференц-зала, и кафе. Задача – сохранить энергетику прошлых времен, когда ресторан «Ленфильма» был местом встреч ленинградских мастеров кино. Все пространство от начала Каменноостровского проспекта станет территорией, где царит дух кинематографа.
- Сделать довольными всех, наверное, не получится, - сказал Федор Бондарчук. - Но важно, чтобы именно петербургские кинематографисты, которые относятся к «Ленфильму» как к своему дому, оценили. Там все надо делать очень интеллигентно: любой камень там кому-то дорог. Я вырос на «Мосфильме» и сам это чувство понимаю. Это вещи серьезные. Меня поздравляют с этим назначением. Но в нем не так уж много радостного. Ты отвечаешь своей репутацией, с тебя спрос будет больше, чем с других. Я, как учредитель Главкино, все это уже прошел. Тогда про меня писали, что я там коттеджи строю, а сейчас – что буду себе строить лофты в центре Петербурга. Я все это уже проходил. Будем работать.
- Мы создадим жизнь на «Ленфильме», - подвел итог Эдуард Пичугин, - причем это произойдет быстро и при этом не потребует огромных инвестиционных вложений.