Сюжет картины, поставленной по сценарию Юрия Арабова режиссером Андреем Прошкиным, основан на эпизоде из жития русского святителя Алексия, митрополита Московского. В 1357 году, в период правления московского князя Иоанна Красного, митрополит отправился в Орду и исцелил от слепоты ханшу Тайдулу, невестку ордынского хана Узбека – правителя, который огнем и мечом обратил все подвластные себе племена в мусульманство, превратив монголо-татар из просто политических в идейных противников русских. Алексия сыграл Максим Суханов, ханшу Тайдулу – Роза Хайруллина, театральная актриса из Татарстана, хана Джанибека, ее сына, - Иннокентий Дакаяров.
Как водится в последние годы с фильмами на историческую тему, картина получилась скорее авантюрной, нежели документальной. Впрочем, жестокий XIV век был не склонен сохранять документальные и материальные свидетельства: о митрополите Алексии как историческом персонаже мы знаем только по его житию, иконам, написанным после его смерти и причисления к лику святых, а также летописям. Однако сам жизненный путь этого человека, мало, к сожалению, известного даже изучающим историю России старшеклассников, говорит о том, что это был незаурядный человек со множеством талантов.
Сын богатого и влиятельного боярина Федора Бяконта, приближенного легендарного князя Ивана Калиты, маленький Елевферий (мирское имя святителя) был крестным сыном князя и с ранних лет решил посвятить себя монашескому служению. Книжник и интеллектуал, в монастыре Алексий не гнушался никаких тяжелых и грязных работ – «послушаний», а впоследствии взял на себя сложную работу политического деятеля и дипломата. При сравнительно рано умершем князе Иване Красном и его малолетнем сыне Дмитрии Донском Алексий выполнял роль фактического правителя, защитника перед Ордой и объединителя Руси.
Его политическое значение сопоставимо с ролью в истории таких фигур, как кардинал Ришелье или граф-герцог Оливарес, однако ни летописцами, ни историками святой Алексий не был «замечен» в интригах, жестокостях и поступках, грубо нарушающих церковные заповеди. Одним из величайших духовных подвигов митрополита стало то, что он фактически воплотил идеологическо-религиозный символ объединенной Руси, первого общерусского, повсеместно почитаемого святого – Сергия Радонежского.
Слава Сергия была огромна уже при жизни, о нем знали во всех уголках Московской Руси и в сопредельных княжествах, а человек, который вывел Сергия с потаенного духовного поприща на «передовую» церковной жизни – Алексий – почти неизвестен потомкам.
О причинах такого явления протоиерей Алексий Уминский, настоятель храма Святой Троицы в Хохлах, телеведущий передачи «Православная энциклопедия», говорит очень просто – смирение до святости.
- Суть фильма «Орда» – в том, что он показывает отношения между человеком и Богом. Не в том, чтобы показать, каким был святитель Алексий, важным или грозным, политиком или дипломатом. Роль святителя Алексия в истории России, в истории русской церкви колоссальна. Он ключевая фигура того времени, воспитатель Дмитрия Донского, фактически какое-то время исполнял обязанности главы государства. Святитель Алексий не был государственным святым. Идея объединения Руси, возрождения духовного не была политической идеей, это была назревшая необходимость, которая была правильно осознаваема, и нашлись люди, в том числе святые – митрополит Алексий, Сергий Радонежский, Дмитрий Донской – которые смогли в этот момент исполнить волю Божию. И было еще много других людей, святых и не святых. Но митрополит Алексий стал особенной, колоссальной фигурой именно потому, что объединил в себе вещи, которые, казалось бы, не могут быть в одном человеке соединяемы. Это мудрость политика, дипломата, великого молитвенника. Он был удивительно смиренным святым. Мне кажется, фильм «Орда» как раз очень глубоко показывает, что такое святость. Она проявляется не в политических решениях и не в политической мудрости, а в глубочайших смирении, самопожертвовании и самоотдаче. Вот таким он был до конца, святитель Алексий.