И. Стеклов, Пермь
Дарить свои собрания государству частные коллекционеры пока не очень готовы, но публично их выставляют. Так, на днях в ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров. Русское и западноевропейское искусство из частных собраний Москвы».
Как призналась директор музея Ирина Антонова, «эта выставка - своеобразное собрание портретов самих коллекционеров. Ведь то, что каждый из них собирает, очень точно отражает его вкусы, пристрастия. Если раньше собирателями становились в основном люди гуманитарных профессий, из среды учёных, искусствоведов, музыкантов, художников, то теперь коллекционированием всё чаще занимаются бизнесмены, предприниматели». Среди участников выставки (а их более 20 человек) - банкир П. Авен, министр культуры А. Авдеев, художник И. Глазунов. Где они хранят свои превосходные и весьма солидные (в том числе и по стоимости) коллекции? Бывает, что и в спальне, и в кабинете, и в гостиной. А то и в банковском сейфе.
Разумеется, все коллекции застрахованы. Однако никто в среде коллекционеров никогда не будет застрахован от вещей сугубо прозаических: краж и подделок (подделывать сегодня наловчились всё - от иконописи до поп-арта) и семейно-наследственных разборок. Исчезли недавно неведомо куда сотни работ (ценой около 0,5 млн долл.) замечательных художников XX в. Александра Древнина и Надежды Удальцовой (их уже нет в живых), возбуждено уголовное дело. Внучатая племянница Камиллы Клодель (талантливой ученицы и возлюбленной великого Родена) обвинена в подделке её работ. А совладелец посмертных авторских прав на работы одного западного художника стал известен тем, что ухитрялся вбегать в залы аукционов с воплем «Это фальшивка!» именно тогда, когда молоточек ведущего уже опускался под слово «Продано!».
Все эти страсти абсолютно объяснимы: деньги-то крутятся на арт-рынке огромные! На вопрос «почём нынче шедевр?» сложно ответить чётко. Смотря какой. И смотря чей. Каждый автор имеет свой уровень цен. «Средней» может считаться стоимость 10-20 тыс. долл. или евро за работу. В Центре изящных искусств, что под храмом Христа Спасителя, - предаукционный показ 22 картин русских художников: Ларионов предварительно оценён в 1-2 млн ф. ст., Левитан - в 600 тыс., Айвазовский - до 2 млн, Петров-Водкин - до 3 млн. И спрос на рынке переменчив - то всплеск интереса к русскому авангарду, то к старым европейским мастерам (они ценятся всегда, но шансов найти подлинники всё меньше).
Новые русские коллекционеры чаще всего приобретают шедевры, проданные при советской власти за рубеж. К примеру, предприниматель Максим Кочеров купил дивную «Девушку с собачкой» Грёза - таким образом она вернулась в Россию и представлена на выставке. Илья Глазунов, собиратель со стажем, с 1960-х гг., у него в основном - «лица»: портреты Рокотова, Боровиковского, Левицкого. И поразительная «Мадонна с младенцем» кисти Гверчино XVII в. из собрания Жозефины, супруги Наполеона (долго считавшаяся утерянной). Председатель Клуба коллекционеров изобразительного искусства Валерий Дудаков сосредоточился на художниках-символистах объединения «Голубая роза»: П. Кузнецове, С. Судейкине и др. В его коллекции свыше 500 произведений отечественных мастеров XX в. Пётр Авен интересуется русской живописью нач. XX в. («Мир искусства», «Бубновый валет», «Голубая роза») и раннего послереволюционного времени. Уникальная коллекция у предпринимателя Василия Горященко - это картины старых мастеров Германии конца XV - XVI в. Горященко передаёт в дар ГМИИ полотно немецкого художника XVIII в. Адама Элиаса Борни «Натюрморт-обманка с картиной Дитриха в каменной нише». И, когда ходишь по этой выставке «общей коллекции» шедевров, уже не хочется думать о рынке, ценах, торгах и подделках. Ведь здесь кругом настоящее, а деньги - лишь пена дней.
Фото с сайта www.arts-museam.ru
Читайте таже:
В подарок Кремлю: миллионеры покупают благосклонность правительства за яйца Фаберже