Примерное время чтения: 6 минут
1837

Премьера в Пушкинском музее: выставка одной картины

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С Пушкина. Фото: www.russianlook.com

Действительно, экспозиция состоит только из одной картины, но для работников Пушкинского музея подобный формат кажется уже вполне традиционным. Дело в том, что в течение почти трех лет в Пушкинском музее проходят так называемые «выставки одной картины», в свое время здесь были выставлены «Дама с единорогом» Рафаэля, «Паллада и Кентавр» Сандро Боттичелли и парные портреты «Фебо да Брешиа» и «Лауры да Пола» Лоренцо Лотто.

Для того, чтобы представить картину в Москве, на открытие выставки прибыли посол Италии в России Антонио Дзанарди Ланди и представители пинакотеки Брера — одной из крупнейших галерей Милана. «Портрет Андреа Дориа в образе Нептуна» — это уже второе произведение из серии «выставок одной картины», которое привозят в Москву из коллекций Брера, до этого в Пушкинском были представлены парные портреты одного из величайших живописцев Венеции Лоренцо Лотто.

Директор музея в Милане Сандрина Бандера на открытии выставки картины Портрет Андреа Дориа в образе Нептуна Директор музея в Милане Сандрина Бандера на открытии выставки картины «Портрет Андреа Дориа в образе Нептуна». Фото РИА Новости

Аньоло Бронзино — современник Лотто, его «Портрет Андреа Дориа в образе Нептуна» также написан в XVI веке. Любая эпоха, в искусстве в том числе, заканчивается, а для периодов с приставкой «пост—» свойственны общие черты. Для Постренессанса же были характерны элементы разочарования и вместе с тем иронии. Для обоих художников, как собственно, и для всех представителей зарождающейся эпохи Постренессанса, отправной точкой для создания своих произведений были шедевры Микеланджело. Именно поэтому, наверное, сначала всем посетителям выставки была показана знаменитая работа Микеланджело — статуя Давида, в которой можно разглядеть как различия в представлении искусства этого времени между художниками Ренессанса и новой эпохи, зарождающейся в Италии, так и те самые общие черты, которые объединяли итальянских художников.

В данном случае, Андреа Дориа, крупный государственный деятель, поистине героическая фигура Италии, изображен в виде древнегреческого божества Нептуна, а его поза, если присмотреться, в чем—то повторяет позу Давида. Портрет же был написан по заказу: знаменитый коллекционер Паоло Джови к тому времени создал обширную галерею изображений замечательных людей, в которой не хватало лишь мореплавателя и полководца Андреа Дориа. Исправить это упущение было доверено Бронзино, причем для успешного выполнения операции коллекционер обратился не к самому художнику, а к правителю Флоренции, где тогда жил художник.

Отправившись смотреть экспозицию, обратите внимание на картину, которая находится чуть правее — оказывается, в Пушкинском музее уже хранится одна из картин Аньоло Бронзино: «Святое семейство», или как его еще называют «Мадонна Строганова» (дело в том, что картина долгое время находилась в ленинградском Строгановском доме—музее, отсюда и новое «русское» название картины). Теперь целый месяц две картины художника будут находиться в одном зале.

В 2009 году этот шедевр, кстати, покинул на время Пушкинский музей и был экспонирован в Дрезденской картинной галерее. Подобный обмен картинами между музеями, на самом деле, осуществляется довольно часто, хоть и требует большой работы. В первую очередь, как отметил посол Италии в России, для такого сотрудничества кроме умелого лавирования между бюрократическими препонами, необходимы тесные связи между чиновниками, деятелями искусства и директорами крупнейших музейных комплексов разных стран.

Директор ГМИИ А.С. Пушкина Ирина Антонова, директор музея в Милане Сандрина Бандера и чрезвычайный и полномочный посол Италии в России Антонио Дзанарди Ланди в России (слева направо) Директор ГМИИ А.С. Пушкина Ирина Антонова, директор музея в Милане Сандрина Бандера и чрезвычайный и полномочный посол Италии в России Антонио Дзанарди Ланди в России (слева направо). Фото РИА Новости

Директор ГМИИ им. Пушкина Ирина Александровна Антонова и посол Антонио Дзанарди Ланди даже немного поспорили на тему того, кто кому должен говорить спасибо за то, что эта выставка все—таки состоялась. Ирина Александровна заверила собравшихся, что без помощи посольства Италии и сотрудников миланского Брера, российские почитатели искусства не смогли бы увидеть шедевр Бронзино. Представители пинакотеки и сам господин Ланди выразили благодарность за то, что столь почитаемый музей нашел возможность показать россиянам достояние итальянского искусства. А то, что хорошо для обеих сторон, всегда положительно сказывается на укреплении связей разных стран. Ну, а нам, почитателям искусства и людям, стремящимся между рабочими буднями забыть о проблемах и прикоснуться к прекрасному, выпадает возможность увидеть уникальные шедевры, одна лишь история создания которых открывает целый мир неизведанного, множество интересных фактов и героических, талантливых и выдающихся личностей.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах