Почти сто лет древнегреческий бог простоял без этой детали туалета и даже Сталин почему-то не велел скрыть аполлонову наготу, хотя славился тем, что любил приодеть статую-другую. Нагим древнегреческий бог изображен даже на сторублевой купюре. Но реставраторы оказались непреклонны. Владимир Никифоров, руководитель реставрационной бригады Большого театра, утверждает, что фиговый листок у Аполлона был и раньше (эту деталь, по словам Никифорова, можно разглядеть на найденных фотографиях конца XIX века), но исчез в начале прошлого столетия. Хорошо, что под фиговым листком оказалось тщательно вылепленное мужское достоинство... Мы решили поинтересоваться у экспертов, стоило ли прикрывать «божественный срам» или следовало сохранить бога в уже привычном виде.
Владимир Петрович Толстиков, заведующий отделом искусства и археологии древнего мира Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина:
– Эта скульптура была создана в XIX веке, примерно во второй половине, тогда было не принято изображать мужчин без фиговых листов, поэтому его так и изобразили. Не могли сделать иначе. Во всех дворцах, усадьбах, парках того времени у скульптур обязательно есть фиговые листы. Странно, что раньше фигового листа не было, потому что в Советском союзе не поощрялись такие вещи, даже в нашем музее в 50-е годы все слепки античных статуй были снабжены фиговыми листами, которых у них раньше не было, а затем уже в 60-70-е их сняли.
Алла Щипакина, историк моды, модельер:
– В Пушкинском музее, конечно, тоже стоит Аполлон с фиговым листом, поэтому наличие фигового листка вполне возможно. Большой театр должен быть скромным и не вызывать эротических чувств, порнографических, как сейчас говорит молодежь. Однако вылепить фиговый лист Аполлону у нас не забыли, а вот Фемида спокойно стоит без повязки. Нигде в мире такого больше нет, только у нас (статуя древнегреческой богини правосудия Фемиды расположена на здании Верховного суда РФ. По канонам богиня изображается с весами в левой руке, обоюдоострым мечом в правой и повязке на глазах. Весы при этом являются символом справедливости, меч – символом духовной силы и воздаяния, а повязка на глазах символизирует беспристрастность. У статуи на здании суда отсутствуют два из трех основных атрибутов – меч и повязка, – Прим. ред.).
Элеонора Шулепова, председатель специализированного совета «Музееведение, реставрация и консервация историко-культурных объектов»:
– Фиговый лист у Аполлона был еще до революции, а то, что было ранее и теперь восстанавливается, можно воспринимать только одобрительно. Ведь мы постоянно что-то в здании теряем. Человек растет, меняется внешне, то же самое происходит и с любым зданием. Настоящие архитекторы и реставраторы, когда работают с историческими зданиями, они воспринимают образы, которые были созданы архитекторами изначально и возвращаются к этим образам. То же самое произошло с Аполлоном. Все время, сколько мы занимаемся в Российском институте культурологии, вопросами архитектурного наследия, мы об этом говорим: очень важно восстанавливать утраченное.
Конечно, зданию, как и человеку, изменения бывают просто необходимы. Когда я узнала, что под Большим театром построили еще шесть этажей, мне было немного не по себе: там ведь воды… Но старым зданиям приходится приспосабливаться к новым нуждам. Сейчас, например, еще стартует проект с Пушкинским музеем: из него сделают комплекс, наподобие Лувра – несколько объединенных зданий, стеклянный вход. От этого никуда не денешься, жизнь заставляет перестраиваться, приспосабливаться, но желательно, чтобы общий облик или, как еще говорят, образ не менялся. Что изменилось в Аполлоне над Большим театром? Я считаю, ничего.