Краевед из г. Канев Герман Дроздов более четверти века проводил собственное расследование и уверен: в могиле Гайдара похоронен не он. «АиФ» приводит его версию событий.
Впервые вопрос о месте последнего упокоения писателя встал вскоре после войны. Утром 26 октября 1947 г. в Лепляво под Каневом (Черкасская обл.) прибыла группа членов Союза писателей СССР во главе с Сергеем Михалковым. Несколько часов члены комиссии и сопровождавшие их лица, в числе которых были первая жена Гайдара, его сын Тимур (отец экономиста Егора Гайдара) и сестра Аркадия Петровича, пытались найти его могилу. Безрезультатно.
В конце концов удалось найти одно захоронение. Его раскопали, стали производить опознание. Ни Тимур, ни жена Аркадия Петровича, по словам очевидцев, не признали в убиенном своего отца и мужа. Не признала его и сестра Аркадия Петровича. Тогда Михалков после длительных и трудных переговоров с Москвой подзывает к себе сестру и родственников погибшего и доводит до них указание товарища Сталина: тело Гайдара должно быть немедленно найдено и опознано. После этого сестра признала останки брата, но Тимур, которому тогда исполнился 21 год, произнёс: «Мама, как мне надоел этот цирк! Зачем они так поступают с нами?»
...Начало войны Гайдар встретил военным корреспондентом. После окружения в сентябре 1941 г. частей Юго-Западного фронта он попал в партизанский отряд им. Чапаева, которым командовал секретарь местного обкома партии Фёдор Горелов. Отряд был плохо вооружён, ещё хуже обучен.
Гайдар представился бойцам своей настоящей фамилией - Голиков. Освоившись, он стал выражать несогласие с политикой командира. Я имел честь говорить с двумя партизанами, и оба утверждали: Гайдар требовал от Горелова решительных действий - мол, хватит хлопцам в лесу штаны протирать да население грабить. После такого поворота событий спокойная и сытая жизнь в лесу закончилась, что понравилось не всем. Один из недовольных сбежал из отряда и передал сведения о нём немецкому патрулю. 23 октября в результате кровопролитного боя у лесопилки возле хутора Свининцы отряд был фактически уничтожен, но Гайдар с небольшой группой партизан смог уйти. Через два дня и этот отряд попал в засаду. Гайдар был ранен в правую руку, но снова сумел отбиться. Партизанить больше не было смысла, группа приняла решение продвигаться на соединение с частями Красной армии.
Рано утром 26 октября Гайдар с товарищами, подходя к околице села Лепляво, отправился на разведку. Поднявшись на насыпь, он услышал знакомый с юности звук передёргиваемого затвора винтовки. Не имея времени что-либо предпринять, Гайдар крикнул во весь голос: «Товарищи, по мне огонь!» Раздался выстрел, Гайдар упал. Пожертвовав своей жизнью, он спас товарищей. На следующий день тело Гайдара похоронил в безымянной могиле рядом с железнодорожной насыпью путевой обходчик по фамилии Сорокопуд. Через несколько дней эти места вновь обагрились кровью - местный житель, которого достали набеги на его огород, застрелил мародёра. Именно его и перезахоронили вместо Гайдара на Днепровской горе в г. Каневе в октябре 1947 г.
Но кто в данном случае оказался иудой? Стрелял в Гайдара полицай Яков Воропай, во время оккупации оставивший о себе плохую память. После отступления немцев он ушёл вместе с ними, а после войны опять объявился в селе, но уже как «остарбайтер» - жертва нацизма. В 1945-м он служил в советском штрафбате и «искупил вину кровью» - был ранен в пятку. Работал после войны в должности заведующего складом в местном колхозе, носившем имя… Аркадия Гайдара!
Через пару лет после захоронения останков в Каневе могильная плита с надписью «Аркадий Гайдар» дала трещину. Её в срочном порядке заменили на новую, которая тоже треснула. Похоже, дух Гайдара противится несправедливости.
На Новодевичьем кладбище осквернена могила Егора Гайдара
«А если это конец?». Крутой вираж Леонида Быкова
Близкое прошлое
«Популярность и поклонники — это напускное». Ушел из жизни Алексей Баталов
Агент Воскресенская. Как сотрудница НКВД стала детской писательницей