Примерное время чтения: 7 минут
500

Глубинку спасут музеи? В маленьких городах молодежь отучают пить музейные работники

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 38. Как Россию будут лечить от кризиса? 21/09/2011

Корреспондент «АиФ» высадился на берег Кузьмы, как называют свой город сами жители, восхитился его красотами и направился в местный музейный комплекс, чтобы узнать у его дирек­тора Лидии Батюковой, как выживают маленькие города и чем культура может им помочь.

Убрать барьеры

«АиФ»: - В Козьмодемьянске на 22 тыс. населения четыре музея. Это много или мало?

                                                               
Досье
Лидия Батюкова родилась в 1975 г. в Козьмодемьянске (Республика Марий Эл). Окон-

чила Марийский педагогический институт. С 2008 г. - директор Козьмодемьянского культурно-исторического музейного комплекса. Замужем, есть сын.

Л.Б.: - Для самих жителей это, конечно, много. А вот для туристов мало. Им ведь важно, чтобы выбор был - куда сходить, на что посмотреть. Поэтому чем шире музейный «ассортимент», тем лучше. И мы тут вовсе не рекордсмены. Скажем, в Мышкине численность населения меньше 6 тыс., а у них восемь музеев, в том числе музеи мыши, льна, валенка. В Угличе 11 музеев на 34 тыс. человек!

«АиФ»: - Сейчас у вас на пристани пришвартованы два теплохода. Сколько туристов посещают город за сезон?

Л.Б.: - У нас бывает до 50 тыс. туристов в год, то есть на каждого местного жителя приходится более двух гостей. Радует, что их интересует история маленьких городов. У вас в мегаполисах всё в стекле и бетоне, а у нас дома стоят такими, какими были ещё до революции, нет смешения стилей. Туристов это умиляет. Мы собираем с них более 2 млн рублей в год. Это 20% от того, что выделяется нам бюджетом. Кстати, показатель очень высокий - как правило, в России музеи своими силами зарабатывают лишь 5-7% от общего дохода.

«АиФ»: - Дайте-ка посчитаю… Получается, с одного туриста вы берёте всего 40 рублей?!

Л.Б.: - Ну, не все заходят в музеи - кто-то ограничивается прогулкой по городу. У нас взрослый входной билет стоит 50 рублей, детский - 20. По-моему, вполне доступно. Перечень услуг широкий, много продаётся сувениров, книг, альбомов. Вы видели у пристани два теплохода, а в день швартуются по пять-шесть судов. Как-то был случай: вечер, музеи уже закрылись, мы разошлись по домам, а тут звонит диспетчер с пристани. Говорит, подошёл теплоход, и капитан просит, чтобы дали возможность его 300 пассажирам посмотреть музеи. И мы бегом назад, всех приняли.

Вообще это важно - всё делать для удобства людей. Мы специально убрали барьеры между посетителями и экспонатами. Скажем, в нашем Музее купеческого быта каждый может представить себя в роли хозяина старинного дома - посидеть на гнутых стульях, выдвинуть ящики комода, завести патефон, заглянуть за стеклянную дверцу буфета или шкафа-горки. Так человек проникается эпохой. Подобного не добиться, если всё оградить верёвками.

Нужен праздник!

«АиФ»: - Считается, что Козьмодемьянск - это прототип вымышленного города Васюки из романа «12 стульев», где Остап Бендер провёл сеанс одновременной игры в шахматы и с позором бежал. В городе есть даже Музей сатиры и юмора имени Бендера. Эту легенду специально придумали?

Л.Б.: - Нет, что вы! Это результат исследований литературоведов. В романе есть описание города Васюки в туристическом справочнике, который читает Бендер, и оно очень похоже на описание Козьмодемьянска. Второй момент: из романа известно, что изгнанные из Васюков Ося и Киса за одну ночь на лодке доплыли до Чебоксар. Проверялось неоднократно: чтобы уложиться в такой срок, плыть надо именно отсюда. Наши местные краеведы много писали в Москву тем, кто был лично знаком с Ильфом и Петровым, - литераторам, журналистам. Выясняли, верно ли их предположение. И пришли к выводу, что да. Хотя, признаюсь, есть мнение, что всё это притянуто за уши. Однако нам хочется верить, что Васюки - это Козьмодемьянск. У нас же такой дух авантюризма присутст­вует здесь! Мы весёлые, быстро вливаемся во всё новое.

«АиФ»: - Я вот ещё увидел на улице много пивных бутылок и банок из-под коктейлей. Всё же молодёжь предпочитает музеям магазин?

Л.Б.: - Пьют, конечно... В маленьком городе и развлечений мало. Например, у нас нет своего кинотеатра. Нет ни одного культурно-досугового центра. И, разумеется, ни одного ночного клуба. Только ресторан, но молодёжь-то туда не пойдёт - дорого. У меня сын увлекается скейтбордом. Летом ему есть где кататься - оборудована площадка. А зимой? Зимой вся надежда лишь на музеи. Вот и получается, что именно мы отвечаем за организацию досуга. Поэтому у нас действует программа «Городские музеи». Это палочка-выручалочка для местных властей. Все крупные мероприятия, как правило, проходят на наших территориях, даже ёлка мэра. Представьте: весь цвет города собирается не в ресторане, а в музее! Мы ставим стулья на втором этаже, прямо среди экспозиции, и получается камерный зал. Приглашаем оперных певцов, скрипачей, виолончелистов. В подвале устроили кафе, стилизованное под старину. Там проходят дни рождения, утренники для детей.

Хотя молодёжи, конечно, интереснее уличные праздники и фестивали. Мы отмечаем на свежем воздухе День молодёжи, День города, День России. Ну а главное - фестиваль юмора «Бендериада». Он проходит каждый год. На улицу выходят все организации, наряжаются люди, украшают машины. Когда шествие доходит до основной сцены, мэр торжественно передаёт ключ от города Остапу Бендеру. И власть захватывает он. На время праздника Козьмодемьянск переименовывают в Васюки. На бетонном парапете пристани гостей встречает надпись: «Киса и Ося здесь были». Съезжаются юмористы со всей страны. На улицах конкурсы и аттракционы, игровые площадки. Для маленьких городов такие праздники - отличный способ занять молодёжь. Причём на празднике можно не только повеселиться и подурачиться, но и обозначить проблемы, что-то высмеять.

«АиФ»: - Кстати, какие проблемы для Кузьмы актуальны?

Л.Б.: - Жилья хотелось бы побольше. В садиках мест не хватает. Ещё у нас много памятников деревянного зодчества, и, к сожалению, каждый год мы теряем несколько из них. За последние 10 лет ни один памятник архитектуры не был отреставрирован - денег нет. Что касается музейных экспонатов - а у нас есть работы Айвазовского, Маковского, братьев Коровиных, Фешина и др., - то их тоже надо реставрировать, везти в Москву в центр Грабаря. Это значит, требуется всё застраховать, оплатить транспортировку. А в бюджете такие расходы не предусмотрены. Всё это делать мы должны за свой счёт.

«АиФ»: - Какая зарплата у работников музея?

Л.Б.: - Средняя - 10 тыс. Для Козьмодемьянска это приличные деньги. 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (3)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах