Примерное время чтения: 8 минут
232

В Белгородской области запретили Гришковца?

Белгородской области последнее время не везет в информационном медиа-пространстве:  то на всю страну  её ославят как «запрещающую любовь» в день святого Валентина. То  вот сегодня,  на следующий же день после этого праздника, все новостные ленты пестрят душераздирающими сообщениями о «театральных репрессиях на святой Белгородчине»  - что, дескать, белгородскому театру запретили ставить современных драматургов, таких как  Гришковец и Вырыпаев. Складывается впечатление, что Белгородская область - чуть ли не «духовный концлагерь», средоточие тьмы и мракобесия, где нельзя ни эмоции проявлять, ни в театры ходить. «АиФ-Белгород» решил разобраться в ситуации.

Кто кому любить запрещал

Все началось с принятия в области ещё в прошлом году документа «Мероприятия по обеспечению духовной безопасности в Белгородской области на 2010 год» (во исполнение поручения Губернатора Белгородской области Е.С. Савченко), утверждённого первым заместителем губернатора области Олегом Полухиным. Документ благословлен архиепископом Белгородским и Старооскольским Иоанном. В редакции АиФ-Белгород он имеется, -  отметим сразу, это никакой не закон и не постановление, то есть - не нормативный акт, а именно «документ для внутреннего пользования» администрации и управлений. Он огромный, в нём перечисляются и закрепляются за всевозможными чиновничьими структурами мероприятия для решения «вопроса по проблеме обеспечения духовной безопасности и духовного здоровья человека, семьи и общества как одного из главных факторов противодействия радикализму и экстремизму». Согласитесь, ничего одиозного в этом нет, напротив, ввиду последних домодедовских событий,  весьма актуально.

В «блоке мероприятий деятельности государственных и муниципальных органов власти» этого документа говорится следующее: «Не допускать в образовательных, культурных и других подведомственных учреждениях городов и районов области празднование Дня святого Валентина и Хеллоуина. Провести разъяснительную работу об особенностях данных праздников, противоречащих традиционной русской культуре».

Вот и вся подоплёка шумихи о том, как «губернатор Евгений Савченко запретил белгородцам любить». Сам губернатор, несмотря на такие  весомые обвинения, промолчал, а вот архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн  14 февраля на пресс-конференции  сказал, что у  Дня святого Валентина – сугубо коммерческая подоплёка:

– За этим стоит индустрия продаж сувениров, различные способы увеличения торгового оборота, - сегодня этот праздник олицетворяет собой культ удовольствия.  В Белгороде проведена колоссальная работа среди молодёжи, чтобы сверху, в вузах и школах, не навязывалось такое повсеместное празднество. Не запретить праздновать – люди могут праздновать, если хотят, но административный ресурс использоваться не будет, и принудительных общешкольных «отмечаний» не будет. Это даже не призыв администрации, это позиция: задумайтесь! Надо выражать свою любовь не в угоду коммерции, а по велению сердца.  Комментарии, как говорится, излишни.

Кто кому спектакли ставить не давал

Новая волна интернет-сообщений о том, что  в Белгородской области попали под запрет из –за своей аморальности пьесы известных современных авторов,  вновь переплелась с вопросом о духовной безопасности – сообщалась даже такая сногсшибательная новость, что «белгородские власти учредили «полицию нравов».

Предыстория событий такова: неделю назад в редакцию «АиФ-Белгород» позвонила Оксана Погребняк, сотрудница Белгородского государственного института культуры и искусств (БГИКИ) и сообщила, что в этом вузе закрывают театральное отделение. Надо сказать, в декабре 2010 года об этом вузе, единственном в области, финансируемом из местного бюджета, АиФ-Белгород уже писал: контрольно-счетная палата региона обнаружила здесь вопиющие финансовые нарушения в распределении выделяемых средств, за что и был снят с должности ректор. Поэтому сообщение о закрытии кафедры театрального искусства – одной из старейших в вузе – воспринялось как полный крах института.

«АиФ-Белгород» обратился к руководству БГИКИ, чтобы узнать, действительно ли будет закрыта кафедра и студенческий театр «Новая сцена». У нас тут же уточнили, о каком театре идёт речь – если о студенческом учебном театре, который существует в вузе уже 18 лет  и руководит которым заведующая кафедрой театрального творчества Валентина Дубянская, то его задача -   помогать будущим режиссёрам учиться ставить спектакли, и, конечно, никто ничего закрывать не будет. А если о театре Оксаны Погребняк, то он в вузе существует как бы отдельно, сам по себе,  хотя спектакли его ходит смотреть вся «продвинутая» белгородская молодежь. Оксана  в интернет-публикациях называет себя худруком этого театра, хотя в вузе занимает скромную должность ассистента театральной кафедры.

- Театр «Новая сцена» является народным коллективом, и никто не запрещает в процессе учёбы студентам и артистам ставить то, что им нравится, - говорит  проректор по творческой деятельности БГИКИ Маргарита Литвинова. – Но чтобы эти спектакли вышли на широкую аудиторию, их, как и в обычном театре, смотрит худсовет. И решает – достоин ли художественный уровень спектакля широкой аудитории или нет.

14 февраля, в День святого Валентина в театре Белгородского института культуры и искусств должны были показывать «Планету» Евгения Гришковца, однако, как сообщают уважаемые информагентства, такие как «Эхо Москвы» или «Радио Маяк», «администрация вуза, опасаясь губернаторской «полиции нравов», отменила спектакль». Произошло это после того, как неделей раньше здесь прошёл спектакль «Луна и трансформер» -   режиссёрский дебют третьекурсника БГИКИ Максима Юрина по пьесе уральского автора Андрея Крупина. В произведении описываются переживания девятилетнего мальчишки, его страх перед насилием и воспоминания раннего детства. По данным информагенств, руководство учебного заведения причислило к «духовно опасному материалу» спектакли по мотивам «Планеты» Евгения Гришковца и «Свободной пары» Дарио Фо, а также постановки Стешика и Красногорова, премьера которых ожидалась в ближайшее время.

- Я не видела спектакля «Луна и трансформер», поскольку ни меня, ни кого-то ещё из преподавательского состава на него не пригласили, - говорит Маргарита Литвинова. – Однако я читала пьесу и скажу – вряд ли она обладает высокохудожественными достоинствами. А сам спектакль – это просто курсовая работа, и непонятно, почему из-за неё подняли столько шума.

- Это полная ерунда – и о «полиции нравов», и о запретах – никаких авторов никто не запрещал,  просто пьеса  эта не дотягивала по постановочному уровню, была оценена на тройку, и её не рекомендовали к массовому показу, - говорит начальник управления культуры Белгородской области Сергей Курганский, в прошлом, кстати,  один из отцов-основателей БГИКИ. - Это внутривузовский творческий спор, раздутый до неподобающих размеров.

На вопрос о запрете других пьес Маргарита Литвинова сказала, что 14 октября прошлого года худсовет вуза действительно смотрел «Выглядки» Вадима Леванова и действительно не рекомендовал выносить этот спектакль для широкой аудитории за непрофессионализм и дурной вкус постановки. «Девочка самоутверждается  и делает имя за счёт эпатажа, - сказала она об Оксане Погребняк, -  а о режиссерском мастерстве пока речи нет - Оксана не поставила ещё ни одного классического произведения». Тем не менее, спектакли студенческого театра «Наташина мечта» Ярославы Пулинович и «Кислород» Ивана Вырыпаева в Белгороде прошли на публике, и с большим успехом.

- Никто не отрицает права художника или режиссёра на самовыражение, использование для этого различных методов, - говорит начальник управления культуры Белгородской области Сергей Курганский. -  В  Белгороде  в выставочном зале «Родина» как раз сейчас развернута, например, огромная выставка современного молодёжного искусства «С высоты птичьего полёта», где представлены все, в том числе и модернистские направления. У нас в регионе строится толерантное, солидарное общество,  наша цель - мирное сосуществование, у нас  есть то, чем могут похвастаться немногие регионы - взять хотя бы губернаторскую  программу реконструкции и строительства сельских клубов, на которую выделено более 6 миллиардов рублей. В каждом селе - клуб, отремонтированный и оснащённый – где такое ещё есть в стране?!  700 млн рублей потрачено на новое здание филармонии. Денис Мацуев к нам приезжает, Спивакова ждём,  московские режиссёры в областном драматическом театре спектакли ставят – культурная жизнь в области бьет ключом. О каких запретах речь?

Правда, когда напоследок «АиФ-Белгород» ещё раз связался с Оксаной Погребняк, она убитым голосом сказала, что писать о чём-либо уже поздно:  пресса не поможет, студенческий  театр все равно закроют.  По факту: ведь спектакль по пьесе Гришковца так и не состоялся.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах