Впервые с ними актер встретился еще в 1994 году, когда еще только боролся за место под голливудским солнцем и, вместо того, чтобы получать приглашения от маститых режиссеров напрямую, слонялся по кастингам в надежде получить роль.
Мэтт познакомился с Фрэнсис МакДорманд, женой Джоэла Коэна, на прослушивании к фильму «Хорошие старые парни». Она свела актера с братьями, но дальше шапочного знакомства дело не пошло.
Семь лет спустя Мэтт, уже выросший в звезду, заехал к своему другу Билли Бобу Торнтону на съемки «Человека, которого не было». Тогда близко познакомиться с братьями опять не вышло. Но зато Дэймон был так наслышан о том, какие же они замечательные режиссеры, что захотел непременно поработать с ними.
- Я побывал на съемочной площадке и там все только и твердили: «Тебе нужно сняться у Коэнов. Ты будешь от них в восторге». Куча моих друзей уже успели поработать с Джоэлом и Итаном – Джордж Клуни, Брэд Питт, Билли Боб. Так что оставалось только мне. В общем, складывается впечатление, что все в Голливуде просто мечтают сняться у Коэнов! – шутит Мэтт.
Наконец в 2010 братья пригласили актера сыграть в «Железной хватке» - первом вестерне в их карьере, наполовину римейке «Настоящего мужества» 1969 года, наполовину дословной экранизации одноименного романа Чарльза Портиса. Дэймону досталась роль техасского рейнджера ЛаБефа, гоняющегося за опасным убийцей вместе с персонажем Джеффа Бриджеса.
Мэтту, по его признанию, еще не приходилось играть подобных персонажей, хотя опыт съемок в вестернах у него уже был. Дело в том, что ЛаБеф очень, очень много болтает. Даже когда после стычки с индейцами он чуть не откусил себе язык, поток слов из его уст не иссяк.
- Это была придумка Коэнов, в романе такого нет. После инцидента речь моего героя сильно изменилась. Он остался очень разговорчивым, но ведь надо было изобразить человека, который говорит практически без языка. Я придумал как это сделать за несколько месяцев до съемок, так что к работе приступил уже подготовленным. Я одолжил у дочери резинку для волос и обмотал ее вокруг языка, чтобы «симулировать» подобную травму. Вышло весьма натурально, - признается актер.
Вопрос: - Весело, наверное, было работать над ролью?
Мэтт Дэймон: - Готовясь к роли, я много общался с Томми Ли Джонсом. Мы познакомились, когда он снимал «Хорошие старые парни», а недавно он просто отлично сыграл у Коэнов в «Старикам тут не место». Поэтому я равнялся на него. Он ведь из западного Техаса. И любит поговорить. Он знает много всякого, и когда вы задаете ему какой-нибудь вопрос с подвохом, он долго и с удовольствием отвечает на него. Ему нравится знать ответ. А мой герой в «Железной хватке» - он вроде как болтун, который прикидывается, что знает ответы на все вопросы, хотя на самом деле не знает ничего. Я не говорю, что Томми такой же! Просто он очень хороший рассказчик. С его примером перед глазами я стал работать над персонажем.
В.: - А с Джеффом Бриджесом вы до этого встречались?
М.Д.: - Ну так… Мы с ним столкнулись на прослушивании к фильму «Дикий Билл» и прочли текст. Было здорово, Джефф был очень добр тогда. Но сейчас уже не помнит о первой встрече. Еще бы – ему пришлось читать текст, наверное, с сотней парней, так что неудивительно, что меня он не запомнил. Но работать с ним здорово. Есть актеры, которые черпают вдохновение в каких-то темных закоулках души. Джефф же другой – он вдохновляется весельем, постоянно шутит, на съемках я все время смеялся. Своим юмором он напомнил мне Моргана Фримена. Когда такие парни шутят, кажется, что присутствуешь при чем-то великом.
В.: - А детей на съемки водил?
М.Д.: - У меня как-то выдался относительно свободный денек, и я решил показать съемочную площадку дочке Джии. Ей тогда еще и двух не было. Ее сразу поразили лошади. Она вилась возле одной - по кличке Топпер. Сначала, испугалась, потом проявила интерес, а потом, стоило мне отвернуться на минутку – она уже оседала лошадь! Потом несколько месяцев, какую бы лошадь мы ни встречали, Джиа называла ее Топпером. Разумеется, ей захотелось своего «Топпера». Пришлось ей объяснить, что это невозможно: «Прости, малышка. Но в нашу квартиру Топпер не поместится».
В.: - Ты, похоже, уже все жанры в кино освоил. Ты это специально?
М.Д.: - Да все из-за режиссеров. После «Идентификации Борна» мне вдруг стало очень легко выбирать роли. То Пол Гринграсс позвонит, то Мартин Скорсезе. Ну, если Скорсезе звонит – разве ему откажешь? Очень легко соглашаться на роль, когда братья Коэны приглашают тебя сняться у них вместе с Джеффом Бриджесом. Это как в покере. Вся его суть – заставить соперники принимать непростые решения. А если ты выигрываешь – принимать решения легко. Мне пока везет, так что нет нужды как-то выстраивать карьеру.
В.: - Ты не похож на актера, которого заботит, сколько его фильм соберет в прокате…
М.Д.: - Если тебя волнует, сколько твой фильм соберет в прокате – ты конченый актер. В 2007 журнал Forbes признал меня самым выгодным с финансовой точки зрения актером, посчитав сборы трех моих последних фильмов и поделив на мои гонорары. А в этом году – я среди худших. (смеется) Я получаю те же деньги, просто фильмы не «выстреливают». Я предпочитаю сниматься в картинах, которые интересны мне самому. Клинт Иствуд говорит о себе как режиссере и своих фильмах: «Я - ваш гид, а это - мой автобус. Если тур вам не нравится, вы можете сойти. Я приглашу вас на следующий. Но это мой тур».