1. Павел Басинский. «Лев Толстой: бегство из рая». Премия «Большая книга». Документальное исследование ухода писателя из Ясной Поляны читается взахлёб как детектив или мелодрама про гения, его супругу и их окружение. | |
2. Александр Иличевский. «Перс». Премия «Большая книга». Роман со множеством исторических и бытовых подробностей причудливо сочетает Персию и... поэта-гения Велимира Хлебникова. | |
3. Виктор Пелевин. «t». Приз читательских симпатий «Большой книги». Этот пересыпанный массой странных и современных деталей и реалий роман как бы тоже про Толстого. Но такого, каким он видится парадоксальному автору. | |
4. Елена Колядина. «Цветочный крест». Премия «Русский Букер». Журналистка по профессии и феминистка по убеждению сочиняла роман по ночам, когда, по её словам, наступает время секса. Секс в тексте - в цветистом былинно-фольклорном изложении - производит впечатление, мягко говоря, неоднозначное. | |
5. Герман Садулаев. «Шалинский рейд». Финалист «Русского Букера». Попытка осмыслить опыт чеченской войны через восприятие молодого чеченца-интеллигента. | |
6. Ольга Римша. «Тихая вода». Премия «Дебют. Проза». | |
7. Мария Зелинская. «Слышишь?». Премия «Дебют. Драматургия». | |
8. Леонид Парфёнов. «Намедни. Наша эра. 1991-2000». Книга-событие ярмарки «Нон-фикшн». Этот том про лихие 1990-е вызовет массу вопросов - уж очень тема больная. | |
9. Эдуард Кочергин. «Крещённые крестами». Премия «Национальный бестселлер». Роман театрального художника из Питера основан на воспоминаниях о послевоенном детстве Кочергина, бежавшего из омского приёмника для детей врагов народа. | |
10. Лилианна Лунгина. «Подстрочник». Книга стала основой одноимённой телепрограммы - лауреата «ТЭФИ». Рассказ о судьбе женщины в ХХ в. со всеми его трагедиями правдив и драматичен. |
Марк Розовский, режиссёр:
- Очень хотел бы поставить у нас в театре «У Никитских ворот» пьесу «Слышишь?» Марии Зелинской. Я прочёл её среди других пьес… и заплакал. Сюжет современный и вечный: мать в 44 года умирает от неизлечимой болезни на руках у дочери, слушая песни БГ, - ведь она ещё совсем не стара. И это делает историю потери ещё трагичнее. Многие люди сегодня разучились сострадать. В этой же пьесе через самое страшное - смерть матери - приходит осознание себя: зачем ты живёшь?