Квартет разудалых финских симфометаллистов пожаловал в российскую столицу не во второй и даже не в третий раз. Благо, Хельсинки от нас недалеко, да и местные фанаты не дают забыть о былой славе. Между тем, музыкальные критики уже давно предъявляют «Апокаптике» претензии. Мол, скурвились ребята, играют «псевдометалл», пишут саундтреки для фильмов категории «Б». Корреспондент «Аиф» побывал на их концерте в B1-Maximum и, стоя в толпе поклонников горячей финской четверки, пришел к выводу: эти брутальные парни могут ездить к нам сколько угодно раз и в каком угодно составе, их все равно примут с распростертыми объятьями. Назло всем критикам.
Когда-то никакой «Апокалиптики» вовсе не было. А было – четверо виолончелистов с классическим музыкальным образованием. Летом 1993 года они репетировали развлекательную программу для какого-то летнего лагеря и попробовали сыграть «металлические» суперхиты для друзей. После возникла идея продолжить оказавшийся неожиданно удачным эксперимент... Они дважды сбацали свежеиспеченную программу в стенах Финской музыкальной академии имени Сибелиуса (где учились), и вскоре начали выступать в рок-клубах Хельсинки. Ну и понеслось. Уже в 1996 году «Апокалиптику» пригласили разогревать своих кумиров Metallica на двух концертах в Хельсинки.
Сегодня, могучие виолончелисты с консерваторским образованием ,едва ли не дороже московским меломанам, чем группа каверы которой сделали их популярными. В столице их любят и ждут. Плюс ко всему - для поклонников определенного типа решающим фактом является то, что именно финны записали главную тему к фильму «Бой с тенью».
Итак, герои вышли на сцену клуба, опоздав всего на 40 минут. В кромешной тьме зазвучали первые ноты композиции Cohkka с самого популярного в России альбома Reflections. Вместо традиционных шикарных тронов на сцене стояли скромные табуретки, впрочем музыканты на них так и не присели, таким жарким и динамичным получился концерт.
Смертельный коктейль из двух таких не похожих жанров – классика, поданная под соусом тяжелого металла. Почти факт - до них такого не делал никто, и точно факт – не делал с таким размахом и успехом.
После мелодичного пролога последовал главный метал-боевик последней четверти века Master of puppets. Традиционные размахивания хаерами музыкантов, «козы» из толпы… И тут все собравшиеся в зале узрели, что на сцене нет любимого «кота-базилио» Антеро Маннинена… даже не принимая участия в записях новых альбомов, он уже много лет постоянно выступал с массовиком-затейником Эйкка Топпиненом, экс-учителем Пааво Лотьёненом, татуированным красавчиком Пертту Кивилааксо и ударником Миккой Сиренном на одной сцене. Куда исчез самый флегматичный музыкант коллектива осталось неясным.
Москву теперь уже вновь «великолепная четверка» приветствовали громогласно, подготовив ещё несколько сюрпризов для своих поклонников. Сразу надо отметить, что отчётный концерт получился намного тяжелее предыдущих. Прекрасные звуки виолончелей постоянно заглушали работавшие как «отбойный молоток» барабаны. Сцену украшал загадочный баннер с Вавилонской башней из виолончелей.
В течение следующих полутора часов музыканты играючи управлялись с громоздкими виолончелями. Премьера 7-го студийного альбома (в честь которого и проводится очередной тур) началась с композиции End of Me. Столичные поклонники группы вновь услышали штатный голос Апокалиптики. Белокурый вокалист Тайп Йонсен спел главный хит, а затем I'm Not Jesus с альбома Worlds Collide. Обстановка с каждой минутой накалялась в прямом и переносном смысле. Не только с устроителей апокалипсиса по-фински, но и с пришедшей публики сходил третий пот. Музыканты постоянно обтирались огромными полотенцами, и чувствовали себя как в финской сауне.
После ещё пары песен музыканты объявили залу, что сейчас они исполнят ещё две песни с нового альбома. Усевшись на обычные стулья, финны в классической манере исполнили Beautiful и Sacra. «Консерваторские» штучки само сбой идут в ход: стаккато-пиццикато, пиано-форте, трели-глиссандо. Даже ударник Микка сменил барабаны на виолончель. Сотни зажигалок засверкали в толпе пришедших на концерт. Спиваков был бы доволен, если бы пришёл на концерт. Желающих услышать новый альбом живьём было достаточно, но нельзя сказать, что зал был забит под завязку.
Музыканты снова забегали по сцене, а каждую новую песню зал встречал овациями. Особенно радостно фанаты аплодировали Bittersweet и после саундтрека к фильму «Видок» Last Hope. Музыканты много придуривались, шутили с залом и даже ругались по фински матом. Со звуком не всё было ладно, особенно это было заметно на Life Burns.
Эйфория охватила зал, когда зазвучала Seek And Destroy. Услышав стройный хор, музыканты стали с помощью смычков, дирижировать толпой и подпевать. Последней в основном сет-листе была тяжёлая, сепультуровская Inquisition Symphony, музыканты под овации покидали сцену, чтобы снова выйти на бис.
Их седьмой альбом 7th Symphony который они и приехали представлять выходит в свет в конце августа. В записи засветилось целая куча звездных коллег: Гевин Россдейл (Gavin Rossdale) из Bush, и Дейв Ломбардо (Dave Lombardo) из Slayer, Жозеф Дюплантье (Joseph Duplantier) из Gojira и другие.
Завершился концерт классическим Enter Sandman, а под звуки темы Hall Of The Mountain King Эдварда Грига зал быстро опустел. В спешившей в метро толпе слышалось «горячий концерт получился», «агрресивненько вышло» и даже «гениальные они все-таки пацаны».
В целом, несмотря на некоторую неуместность мистера Джонсона с его хард энд хэви вокалом, концерт получился хорошим. Надо отдать музыкантам должное – они очень умело раскидали композиции с нового, презентуемого альбома между нестареющими каверами и собственными хитами разных лет.