Тем не менее сегодня находятся смельчаки, которые решаются примерить на себя чужое обличье. Дмитрию Дюжеву девушек пришлось играть дважды: сперва в спектакле «Двенадцатая ночь» у знаменитого английского режиссёра Деклана Доннеллана, а затем - в МХТ им. Чехова, в спектакле «Примадонны».
- Когда мы репетировали роли у Доннеллана, к нам приезжала его помощница Джудит, - рассказывает Дмитрий. - Как утверждают англичане, в мире существует не более пяти специалистов, которые помогают мужчинам играть женские роли, а артисткам - мужчин. На её тренингах я получил первые навыки. Она учила нас правильно двигаться - ведь у женщин центр тяжести находится не там, где у мужчин. А значит, совершенно другое ощущение от походки, от всего тела. Так что, работая над «Примадоннами», с каблуков мы с Юрой Чурсиным уже не падали.
Сколько женщин сыграл Юрий Стоянов в передаче «Городок», подсчитать сложно, но во все образы, как говорит сам Стоянов, он вложил душу. «Я, как артист, сыгравший много женщин, могу сказать, что они гораздо лучше мужчин, - уверен Юрий. - У них мотивировка всегда очень простая: любит или не любит. Из-за того что я постоянно играю женские образы, у меня даже чуть комплекс не сложился. Особенно после того, как Олег Басилашвили сказал как-то: «Слушай, дружок, хватит играть женщин. Это уже перебор!» А что я сделаю? Я жертва и заложник этих образов».
«В женском облике мне пришлось выступать несколько раз, - рассказывает Игорь Верник. - В МХТ я играл врача-психиатра в спектакле «Портрет». На самом-то деле это был энкавэдэшник, переодетый в женское платье, но зрители об этом не догадывались. И когда в самом конце я снимал с себя халат, женскую комбинацию, туфли и переодевался в военный френч, зал переживал шок. В то время я был молодой малоизвестный актёр, а в программке значилось: «Верник И.». Так что никто не мог подумать, что на шпильках по сцене ходит мужчина. Над образом я серьёзно работал. Моя партнёрша Лена Проклова учила меня ходить от бедра, я ставил голос, изучал женские манеры.
Несколько лет назад к нам в МХТ приехал японский режиссёр Тадаси Судзуки. Он отобрал 10 актёров-мужчин, которых планировал задействовать в своём «Короле Лире». Среди них был и я. В небольшой японской деревеньке под Токио мы жили две недели, питались рисом, занимались тренингами. Затем Тадаси Судзуки распределил роли: мне досталась старшая дочь короля Лира, самая коварная, злобная и ядовитая.
Актёр Владимир Долинский: «Свою первую женскую роль - купчиху в водевиле Некрасова - сыграл в 28 лет. Потом Виталий Соломин ставил спектакль по Агате Кристи «Мышеловка», - рассказывает Владимир Абрамович. - В нём есть персонаж - судья миссис Бойл. Её должна была играть одна известная актриса, но она подвела Соломина. Долгое время он никак не мог найти замену ей. В конце концов жена ему предложила попробовать меня, сказав: «Ты же сам говорил, что Долинский может сыграть всё». После премьеры этого спектакля женские роли мне стали предлагать активнее».
А вот женщин, примеривших на себя мужскую роль, - можно по пальцам пересчитать. Одна из них - Лариса Голубкина, сыгравшая в «Гусарской балладе» Эльдара Рязанова. А её дочь Мария Голубкина много лет играет Малыша в пьесе «Малыш и Карлсон» в Театре сатиры.