В нём они высказали своё возмущение книгой Виктора Ерофеева «Энциклопедия русской души», изданной 11 лет назад.
Теперь депутат Мосгордумы Николай Губенко, заручившись поддержкой филологов, намерен обратиться в прокуратуру и добиться запрета этого произведения, доказав наличие в нём экстремизма и русофобии. Мы привыкли считать: списки запрещённых книг, фильмов, песен навсегда остались в советском прошлом. Но… Оказывается, и сегодня существует внушительный перечень всевозможных произведений, за издание, распространение и хранение которых можно на несколько лет угодить за решётку. И список этот, по прогнозам экспертов, будет расти в геометрической прогрессии.
Читать нельзя!
История со списком возникла в начале 2006 года. Тогда члены Общественной палаты и правозащитники обратились к власти с предложением создать перечень запрещённых книг, включив в него в первую очередь «Майн кампф» Гитлера и «Протоколы сионских мудрецов». Дума откликнулась на предложение оперативно, в результате чего Минюст составил список из 14 наименований. В него попали книги, брошюры, несколько газетных публикаций, немецкий кинофильм «Вечный жид» и альбом российской группы «Order» «Музыка белых». Глава Росрегистрации Сергей Васильев выразил тогда надежду на то, что чёрный список в будущем пополняться не будет. На деле же менее чем за четыре года запрещённый «экстремистский перечень» разросся до 432 наименований. Ещё более 60 позиций вот-вот должны его пополнить. Кстати, ни «Майн кампф», ни «Протоколов сионских мудрецов» в этом списке до сих пор нет!
Чтобы книга, листовка, статья или любое другое произведение оказалось вне закона, соответствующее решение по нему должен вынести суд. Суд же в свою очередь полагается на заключение специалистов по судебно-лингвистической экспертизе. Проблема в том, что до сих пор не разработаны чёткие методики проверки произведений на экстремизм, да и сам закон крайне несовершенен.
«Увы, определения в Федеральном законе «О противодействии экстремистской деятельности» прописаны так неаккуратно и размыто, что экспертам порой приходится искать чёрную кошку в тёмной комнате, - признался «АиФ» Михаил Горбаневский, председатель правления Гильдии лингвистов-экспертов по документационным и информационным спорам, профессор, академик РАЕН. - Сегодня мы наблюдаем печальную тенденцию - обнаруживать экстремизм там, где это выгодно и интересно власти.
В последнее время этим особенно балуется региональная политическая элита. Например, какой-нибудь журналист или общественная организация очень надоели мэру или губернатору. Тогда даётся распоряжение (явно товарищеское) следственному комитету, чтобы тот разобрался с теми, кто не даёт ему спокойно жить. Самое простое в этой ситуации - найти в книгах, статьях или любых иных документах конкретного человека или организации-«раздражителя» признаки экстремизма. В итоге чёрный список пополняется, человек получает срок - как правило, условный, а чиновник радостно потирает руки. Я лично много раз сталкивался с подобным. Кроме того, есть ещё одна нехорошая тенденция: к экспертам-лингвистам стали часто применяться угрозы физической расправы. Специалиста нашей гильдии во время судебного дела в Саранске обещали сжечь живьём, если он не вынесет «правильное» заключение».
Сказочный экстремист
Эксперты в неофициальных беседах признаются: при желании запретить можно десятки, а то и сотни тысяч всевозможных произведений. Порой доходит до курьёзов. Так, например, в 2007 году татарские активисты обратились в республиканскую прокуратуру, решительно требуя запретить сказку Петра Ершова «Конёк-Горбунок». Вам смешно, а активистам было не до смеха - они на полном серьёзе усмотрели в ней экстремистские высказывания. Дело в том, что у Ершова слово «татарин» употребляется как ругательное. Благо здравый смысл тогда возобладал, и Минюст вступился за классика.
Помимо «Горбунка» предпринимались также попытки запретить статью Карла Маркса «К еврейскому вопросу», работы священника Андрея Кураева и труды философа начала ХХ века Василия Розанова. «Я крайне удивлён, что в опальный список до сих пор не внесли Библию - уж там-то есть что понадёргать! - удивился в разговоре с «АиФ» адвокат Генри Резник. - Ситуация со списком сейчас стала просто неприличной. Как это часто у нас бывает, здоровую идею извратили и утопили в океане невежества и политиканства».
Ещё весной Общественная палата признала, что идея со списком оказалась провальной и более того - вредоносной. Тогда же они собирались просить Думу отменить этот перечень. Ситуация же пока не меняется. Более того, на официальном сайте Минюста в запрещённом перечне наряду с произведениями, наличие экстремизма в которых вызывает большое сомнение, присутствуют ссылки на фашистские сайты, продолжающие благополучно работать (дожили!!!).
«Количество проверок произведений на экстремизм, число запрещённых книг, статей и прочих информационных носителей в ближайшем будущем будет расти, - уверен Михаил Горбаневский. - Всё это свидетельствует о крайне нездоровом состоянии нашего общества и государства».
ЗАПРЕЩЕНЫ В РОССИИ
«Мать-земля: чудо чудное, диво дивное (введение в геобиологию)» (А. Добровольский).
«Правда о происхождении Иисуса Христа и Девы Марии» (В. Вострягов).
«Кто правит нами: психология управленцев» (М. Шерстнёв).
«Программы по изучению шариатских наук».
Стихотворение «Наш депутат».
Листовка «Вопросы государственной безопасности России».
«Однажды мы придём с гнилыми помидорами» (А. Николаенко).
«Слово о единстве»/«Мы разные, и это навсегда» (В. Пирс).
А как у них
Списки запрещённых по разным причинам книг существуют и в других странах. В Германии и Франции преследуется издание и распространение трудов Гитлера. В Турции в 1986 году изъяли и уничтожили все тиражи известной энциклопедии «Британника», усмотрев в ней пропаганду сепаратизма. В Англии несколько лет в опале находились мемуары разведчика Ричарда Томлинсона. Английские спецслужбы посчитали, что в них раскрываются важные государственные секреты. В США в некоторых штатах под запретом находится до 50 книг, среди них «Приключения Тома Сойера» и «Гекльберри Финна» Марка Твена, «Сто лет одиночества» Габриэля Гарсиа Маркеса, «1984» Джорджа Оруэлла, «Над пропастью во ржи» Сэлинджера и др.