Проанализировать положение, в котором сегодня находится наше многовековое музыкальное наследие, мы попросили певицу Надежду Бабкина.
Дешёвенькая веселушка
- Хотелось бы быть оптимисткой, но реальное положение народной песни сегодня, увы, крайне плачевно. На национальные традиции все плюнули, махнули рукой. Ведь почему песни Людмилы Георгиевны нигде не звучали после её смерти, да и вообще последние лет 15-20? Да потому, что сегодня всем и вся на радио и телевидении заправляет такое чудовищное понятие, как «формат»! Сейчас настоящий фольклор оказался за бортом, а вообще все протяжные певучие песни - те, что можно было бы за столом спеть, в эфире почти не звучат. Всем надо, чтобы веселушка была! Не радость, не веселье, а именно дешёвенькая веселушка.
Современную молодёжь вообще отлучили от фольклора и национальной культуры. Они похихикивают над национальной одеждой, для них стало неловким и стыдным даже произносить словосочетание «русская народная песня». Они забыли, уроженцами какой великой и духовно богатой земли являются! Что там говорить, я уверена: современные подростки просто не знают, кто такая Зыкина! Какой вклад она внесла в нашу культуру! И их нельзя осуждать. Откуда же это помнить, когда с утра до вечера им талдычат, что нужно любить поп-рок-рэп и какую угодно другую культуру и музыку, но только не исконно русскую.
Утрата корней, в том числе в качестве фольклорной музыки, опасна для нашего общества больше, чем это может показаться. С потерей национального колорита мы окончательно потеряем чувство ответственности за Россию. Потеряем духовный стержень - станем бесхребетными! Национальная многовековая культура - это фундамент, на котором стоит страна. Именно культура, а не нефть и газ.
Без корней нет будущего!
Меня пугает и ужасает, что в области народной музыки моему ансамблю «Русская песня» конкурентов не найти. Ну назовите хоть один подобный коллектив! Увы, их нет. Слава богу, остались ещё государственные русские хоры. Но их тоже можно по пальцам пересчитать. Кроме того, все они пребывают в нищете - ни концертов, ни записей. Почему этого никто не видит, почему об этом не говорят?! Не понимаю… Государство должно таким коллективам выдавать гранты на многие десятилетия, должно ими заниматься, холить и лелеять.
А вообще необходимо разработать серьёзную национальную программу по сохранению, развитию и пропаганде русского фольклорного искусства. И этим должны заниматься Госдума, правительство. Разумеется, Министерство культуры. Да, время от времени власть имущие устраивают какие-то собрания с деятелями культуры. Но зовут на них почему-то в основном людей от театра и кино. Мне стоит невероятных усилий пробивать фестивали народной песни, которые я организую. Но вы даже не представляете, какой отклик русская песня находит в сердцах зрителей. Она нужна им! Пока нужна. И надо делать всё, чтобы оставалась нужной и близкой нашим детям-внукам-правнукам. У страны без корней нет будущего…
Сергей ГРАЧЁВ
Посиделки вместо телевизора?
Если в деревне гости сели за стол, то можете быть уверены: во время застолья обязательно дело дойдёт до «Хаз-Булат удалой», «Окрасился месяц багрянцем» и других песен литературного происхождения. Частушки и плясовые на деревенских свадьбах звучат непременно. Поют, когда едут в поле на работу, как десятки лет назад пели наши бабушки. На днях рождения, юбилеях, днях посёлка и т. п. рано или поздно, но все присутствующие придут к народным песням. Лучше всего песенная традиция сохранилась на русском Юге - здесь знание народных песен считается престижным. Поёт и Русский Север - Архангельская, Вологодская губернии. Причём поют хором не только женщины, но часто мужчины. Мужское хоровое пение воспринимается очень необычно - по телевизору такого просто не услышишь.
Понимаете, фольклор - вещь прикладная. Заговор зубов появился потому, что в деревнях просто не было стоматолога, агронома заменяли песни, которым приписывалась способность обеспечить при посеве богатый урожай. В отсутствие синоптиков пели обрядовые песни, чтобы таким образом ускорить наступление весны. И сейчас порой все эти блага цивилизации - стоматологи, агрономы, синоптики - в деревнях отсутствуют. Есть местечки типа Пинеги, где в 1969 г. провели электричество, а в 90-е годы отключили. И люди здесь спокойно вернулись к керосиновым лампам, посиделкам вместо телевизора и живому пению вместо прослушивания записей. То есть народная досуговая культура естественным образом возродилась.
МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА
Варвара ДОБРОВОЛЬСКАЯ, зав. научным отделом Государственного республиканского центра русского фольклора:
- Рассказы о том, что деревня российская не сохранилась, - не более чем миф. Она существует, люди в ней выживают, приспосабливаясь к нынешним условиям, и стараются сохранить привычный ритм жизни. А вместе с деревней и традиция песенная, слава богу, жива. Да, она понемногу затухает: былин в деревнях уже не услышишь, сказка, записанная в экспедиции, становится событием. Но песни поют!
Кто в хоре поёт - долго живёт
«Пение хором, общий ритм песни объединяют людей, - объясняет Дмитрий ВОЕДИЛОВ, психолог, преподаватель Академии народного хозяйства при Правительстве РФ. - Стремление к единению исходит из наших глубинных потребностей. Старинные народные песни и всё, что с ними связано, в частности костюмы, обладают очень сильной энергетикой. По своей сути это «передаточное звено» духа народа, стержень, который держит людей, их историю. Особенности русских народных хоровых песен - плавный ритм, протяжность, эмоциональная составляющая, а это работа правого полушария, которое отвечает за переживания, духовность. Всё это в совокупности приводит к особому восприятию окружающего мира, способствует выработке определённой шкалы ценностей, связанной с традициями и историей. Неслучайно сейчас в некоторых иностранных компаниях, в частности японских, владельцы ввели ритуал исполнения гимна фирмы перед работой. Но традиционные народные песни по своей энергетической силе превосходят всё».
Шведские учёные исследовали более 12 тыс. человек разных возрастов и установили, что поющие в хорах или просто в группах живут значительно дольше непоющих. То же самое недавно подтвердили китайские учёные после обследования жителей района Южного Китая, который славится как край долголетия. Исследователи из немецкого Института музыкальной педагогики в слюне певчих церковного хора, исполнявших реквием Моцарта, зафиксировали значительное увеличение иммуноглобулина A - вещества, борющегося с болезнетворными микробами. Когда же певчие просто слушали Моцарта в записи, количество этих веществ не менялось. По словам музыкального психолога из Мюнстера К. Адамека, люди, поющие в хоре, более уравновешенны и удовлетворены жизнью. После 30 минут пения головной мозг продуцирует значительно больше, чем обычно, бета-эндорфинов, серотонина - «гормонов счастья», уменьшается выработка гормонов стресса.
«Пение - это своеобразный массаж органов дыхательных путей, в них активизируется кровообращение, и простуда к поющим пристаёт реже, - утверждает Геннадий ИВАНЧЕНКО, руководитель отдела заболеваний гортани Научно-клинического центра оториноларингологии Минздравсоцразвития. - Громкое звучание множества голосов заставляет вибрировать внутренние органы певцов, что благотворно сказывается на всех органах и системах организма, заставляя их работать более слаженно».
Юлия БОРТА