ЖЕНСКИЙ ВЗГЛЯД: Что любят в кино девочки? Принято считать, что красивых мужчин и бурные чувства. Если говорить о «Рестлере», то ни того ни другого вы там, к сожаленью, не найдёте. И если о красоте Микки Рурка ещё можно поспорить (на вкус и цвет, как известно…), то что касается чувств, здесь всё однозначно. Единственная эмоция, оторую может вызвать этот фильм, - это уныние. Один и тот же заунывный саундрек, неизменное, малоподвижное лицо главного героя, серость пейзажей и интерьеров, в которых единственным ярким пятном остаётся невообразимое кислотное трико Рэнди «Тарана» – всё это, конечно же, способствует созданию атмосферы неизбывной тоски человеческого бытия и бытия рестлера в частности. Но, к сожаленью, уже минут через 40 тоска эта переходит границы чисто художественного пространства – ну и, проще говоря, зрителю становится скучно.
Так что если тоска интересует вас в смысле эстетическом, лучше почитайте, скажем, Чехова. У него, кстати, и сюжетные повороты поинтереснее, чем в 2-часовом творении Аранофски. Когда смотришь «Рестлера», постоянно думаешь, что ну вот, конечно, я ожидаю, что всё будет вот так, а оно раз – и обернётся по-другому. Ан нет, извините, всё оказывается именно так, как вы и предполагали. И ещё раз, и ещё раз. В общем-то, каждую из четырёх-пяти «маленьких трагедий» в жизни героя можно предсказать заранее, что умаляет их до размера типичного эпизода из жизни старого пропойцы. Звучит, может быть, и цинично, но никакой жалости человек, за всю жизнь научившийся только других дубасить, да и то понарошку, не вызывает.
Конечно, можно поискать ценность этого кинотворения и где-нибудь вне эмоциональной области. Попробуем в социо-философской. Вот мы видим, как старый рестлер мечется между ролью добропорядочного семьянина и, по сути, клоунадой – в надежде на былую славу. С другой стороны, имеется такая же стареющая стриптизёрша, ночью вытворяющая небывалые пируэты на барных стойках, а днём превращающая в примерную мамашу. Проблема – в выборе жизненной роли. Между тем, кем хочется быть, и тем, кем быть пришлось из-за непростой американской действительности (она, кстати, так и лезет из всех щелей). Что-то знакомое, да? Согласитесь, на теме жизненного распутья не проехался только ленивый. А открыл ли в ней что-то новое Аранофски? Ну, разве что то, что рестлером, ребята, быть очень и очень нездорово.
МУЖСКОЙ ВЗГЛЯД: Как говорила одна моя знакомая про «Ночь нежна» и «Великого Гэтсби» - это «мужское страдательное чтиво». Так вот, «Рестлер» - это этакое гипертрофированное «мужское страдательное кино». Только вместо фитцджеральдовских обаятельных надломленных романтиков, здесь главный герой – неприятный бомжующий рестлер, порушивший свою жизнь. У Фитцджеральда герои либо были всем, а стали в итоге никем, либо наоборот. В фильме Даррена Аронофски, Рэнди «Таран» Робинсон, как никем был, так им и остался. Правда, всю жизнь он считал, что был «кем-то», хотя, по собственному признанию, был всего лишь «почти лучшим».
В общем, смотреть за тем, как усталый рестлер, скатившийся до поединков в каком-то заштатном городишке, под конец жизни решил вкусить былой иллюзорной славы, любви и семейных ценностей, как бы это сказать помягче – неинтересно. Личности главного героя не хватает масштаба – его заменяют параллели с актерской судьбой Микки Рурка и намеренное педалирование темы одиноких страданий Рэнди.
Да и незнакомство массового российского зрителя с культурой рестлинга, боюсь, измеряется космическими масштабами. А фильм все-таки рассчитан на тех, кто хотя бы в общих чертах представляет себе, что это такое.
Рурк, конечно, центр камерной вселенной «Ретслера». Но на его невероятно искренней актерской игре художественные достоинства ленты заканчиваются. Хотя именно Рурк стальным стержнем сдерживает расползающегося «Рестлера» - фильм то прикидывается производственной драмой, то несколько наивной мелодрамой без хэппи-энда, то байопиком без размаха. Впрочем, чего фильму точно не хватило, так это самоиронии. Это просто какое-то непрошибаемо серьезное кино. Серьезное по отношению к самому себе и зрителю. Чувство юмора – оно все-таки не последнее качество, ценимое мужчинами. И еще, чувство юмора – признак ума.