Почему опасно покупать б/у шины?
Многие магазины авторезины имеют отдельный стеллаж с почти новыми покрышками. Каждый может сдать туда старый комплект или приобрести нечто подходящее для своего авто. Стоит ли останавливать внимание на б/у шинах, рассказывает автомобильный эксперт, инженер и капитан раллийной команды «ГазРейдСпорт» Вячеслав Субботин.
Стоящие колеса с конвейера
Вторая жизнь старых покрышек очень сомнительна. Конечно, из них можно изготовить клумбу с большим цветником или детские качели. Некоторые художники превращают изношенные шины в красивые резные скульптуры, которые радуют прохожих. Однако ездить на б/у резине не всегда приятно и часто небезопасно.
Что же касается действительно поезженных колес, то здесь необходимо серьезно призадуматься перед тем, как останавливать на них свой выбор.
Кремниевые добавки недолговечны
Дело в том, что резина со временем теряет первоначальные свойства, и шина перестает удовлетворять заявленным производителем характеристикам. Она подвергается воздействию химических реагентов зимой и в межсезонье, выгорает под прямыми солнечными лучами, перегревается на раскаленном асфальте летом и испытывает температурные нагрузки во время экстренного торможения. Материал трескается, расслаивается и «дубеет». Нарушается целостность и однородность конструкции. В итоге, резина перестает работать так же хорошо, как прежде. Могут возникать биения, но главное другое. Со временем снижаются сцепные свойства резины. Колесо хуже держит дорогу.
Кроме того, каждая покрышка неоднородна. Ее протектор имеет слои кремния и иных включений, увеличивающих ее сцепные свойства. Как привило, эти примеси содержатся в 30% внешнего слоя.
Со временем часть слоя истирается, другая теряет эластичность, микрополости резины заполняются агрессивными химическими веществами, искажающими свойства материала. С одной стороны, эти трансформации незаметны, а с другой — из-за потери сцепных свойств шина допускает лишний метр в остановочном пути при экстренном торможении.
Повреждения конструкции
Шина состоит из многих элементов. Там есть каркас, сплетенный из текстильных, полимерных или металлических нитей. Корд держит нагрузки и препятствует повреждениям колеса. Под ним находится прослойка и стальной брекер, то есть броня, препятствующая проколам или порезам. Дальше еще несколько слоев резины, спаянных друг с другом.
Все эти элементы внутренней конструкции колеса выполняют тяжелую работу. Покрышка скачет по кочкам, терпит удары, сминается, трескается и расслаивается. Чем дольше этот процесс, тем выше вероятность скрытых повреждений. Металлические элементы брекера после выработки ресурса могут уставать, лопаться и рваться от небольших ударов. Тогда нагрузка перераспределяется на резиновые слои, которые имеют иное функциональное назначение. Если попадется яма побольше, на покрышке могут образоваться грыжи, боковые вздутия резины, тогда баллон просто лопается. А это всегда чревато потерей управляемости.
Именно поэтому нельзя приобретать б/у шины с низким профилем, которые точно принимали участие в спортивных заездах. Они долго не проживут.
Прокол и ржавчина
Даже простой прокол колеса нехорошо для шины. Через проделанное гвоздем или саморезом отверстие попадает вода. Брекер мокнет, а затем внутри развивается ржавчина. Со временем металл разрушается, и несущий элемент шины теряет жесткость. Такое колесо уже не может эксплуатироваться, как новое.
Другими словами, если с виду колесо выглядит хорошо, его протектор изношен несильно, а выработка равномерна по всему протектору, это не значит, что колесом в порядке.
Как правило, старые хозяева продают шины, как только чувствуют нарушение их сцепных свойств. Обычно эти люди любят динамичный стиль вождения, для них хорошая управляемость в экстремальных режимах важна больше, чем экономичность и износостойкость. Они не щадят свои покрышки и эксплуатируют их на сто процентов.
Поэтому б/у покрышка по цене вдвое меньше, чем новая оказывается не таким уж выгодным приобретением. Служит она недолго и часто подбрасывает неприятные сюрпризы.