Отменят ли в России грабительские пошлины на автомобили?
Украина отменила все таможенные пошлины на ввозимые в страну автомобили как на новые, так и на б/у. Может, и нам сделать то же самое, чтобы оживить автомобильный рынок? Ведь в России и пошлины грабительские, и ещё приходится платить утилизационный сбор.
Отвечает авто-эксперт Игорь Моржаретто:
— Вопрос о снижении таможенных пошлин не раз поднимался. Есть ли сейчас в этом смысл, большой вопрос. Если снизим, то что повезём? На новые автомобили пошлины у нас и так невысокие — 15%. На «бэушные», особенно на автомобили старше 7 лет (зависимости от объёма двигателя) пошлина может доходить до 70 и даже 100%. Это сделано вполне логично. Многие страны (за исключением тех, где совсем нет автопрома) устанавливают такие запретительные пошлины на подержанные автомобили, чтобы защитить своих производителей и обеспечить безопасность. Иначе в страну потащат автохлам, как это было в России в начале 90-х, когда за 200 марок в Германии покупали какую-нибудь убитую машину и радостно на ней ездили.
Пошлинами дело, действительно, не ограничивается. Это всего лишь часть платежей, которые потребители платят при «растаможке». У нас существует еще и утилизационный сбор, который к утилизации никакого отношения не имеет. И это тоже очень серьезная сумма, которая исчисляется сотнями тысяч рублей. Если на новый автомобиль примерно 200 тысяч рублей, то на подержанный сбор доходит до нескольких миллионов.
Сейчас закрыты границы с Евросоюзом и США. И везти автомобили напрямую из Германии или Америки невозможно, кроме «кривых» путей, сложных и дорогих, связанных с высоким риском для всех участников цепочки из-за санкций. Поэтому ни о каком массовом ввозе в страну ни новых, ни подержанных автомобилей из Европы, которая являлась основным поставщиком, речь вообще не идет.
Возят через Эмираты и Казахстан. Но те же казахи заявляют: мы санкции не поддерживаем, но не хотим быть перевалочным пунктом. Все очень боятся. И если ты завтра захочешь «Гелендваген», тебе его привезут через 3 месяца, и он будет стоить в 3 раза дороже, потому что появляется цепь перекупщиков и цепь стран, чтобы не найти концов.
Поэтому чтобы оживить авторынок, я бы для начала отменил утилизационный сбор. Пошлины имеет смысл отменять тогда, когда образуются хоть какие-то каналы поставок. Сейчас единственный работающий канал — Япония. Она хоть и подключилась к санкциям, но подержанные машины в Россию продает (но не дороже 50 тысяч евро). В Японии так устроено законодательство, что машины старше 5 лет становятся крайне нерентабельными в содержании. Поэтому от них активно избавляются. Ввоз подержанных машин из Японии сильно вырос за последнее время. Это пока единственный способ подпитки авторынка, который в апреле упал на 80%. Май будет такой же. Автозаводы стоят, и не только в России. Какие-то по политическим мотивам, какие-то, например, корейские и китайские, по логистическим.
В ближайшие годы мы можем рассчитывать и на китайский автопром. Китайцы стали делать хорошие автомобили, но они не поставляют на российский рынок дешевые машины, поэтому цены на «китайцев» сильно кусаются. Продажи китайских машин также упали на 80% из-за очередного локдауна в Поднебесной.
Раньше чипы для АВТОВАЗа поставляла компания «Бош», но она ушла с российского рынка. Теперь также надежды на китайцев. Но когда Китай откроет границы, непонятно.
У нас не хватает многих комплектующих для производства автомобилей. Но не потому, что мы тупые или безрукие. Россия всегда была частью мировой экономики. Нет ни одной страны в мире, которая производит абсолютно всё. И Китай не делает 100% всего для себя. И Советский Союз таким не был. Даже в советских «Жигулях» 10% комплектующих были произведены в Европе (Чехословакии, Югославии и т. д.).
В Японии наиболее самодостаточное производство, но тоже не на 100%. Производить всё в одной стране экономически нерентабельно. К тому же наш авторынок не самый большой в мире. Китайцы производят под 30 млн машин в год, мы производили в самые лучшие годы (лет 10 назад) порядка 2,5 млн в год. В последние годы максимум 1,5 млн. При таком объеме нерентабельно делать всё у себя. Выгоднее что-то покупать за границей. Тем более, что есть отрасли, где мы вообще некомпетентны. Отстали безумно, считается, что навсегда в области той же электроники. И надо с этим смириться. Пытаться на ровном месте изобрести свой чип, не имея компетенции, бессмысленно. В СССР были такие компетенции в 60-е годы, но они потеряны еще в 70-е и 80-е.
Мы дома можем печь хлеб. Но зачем? Если можно пойти в булочную и купить вкусный, недорогой батон, потому что производство массовое. То же самое и в автомпроме, только там всё гораздо сложнее. В современном автомобиле до 20 тысяч деталей.
Но рынок будет искать выходы и ищет их. И, наверно, их найдет. Задача государства не мешать хотя бы, а по возможности помогать.