Опасен ли для машины зимний бензин в теплую погоду?
Резкое потепление радует водителей, однако оно не всегда идет на пользу автомобилям, особенно когда в бак залито зимнее топливо. Бензин, как и дизель, изготавливается специально для зимнего и летнего времени. Нефтеперерабатывающие заводы переходят от одного сорта к другому в начале апреля, когда средняя температура воздуха уже выше нуля. Однако иногда потепление наступает настолько стремительно, что на заправочных станциях скапливаются излишки нераспроданного зимнего топлива. В бак заливается бензин для мороза, а на дворе уже стоит 20-градусная жара, как летом. Может ли топливо не по сезону причинить вред автомобилю?
Давление паров
Стандарты для топлива прописаны в ГОСТ 32513–2013. Помимо октанового числа и экологического класса, они определяют так называемую испаряемость топлива при различных температурах, а она, в свою очередь, формирует давление насыщенных паров бензина (ДНП).
Зимние сорта бензина отличаются от летних тем, что они имеют большую испаряемость, что необходимо для холодного старта при низких температурах.
Дело в том, что в моторе воспламеняется не сам бензин, а смесь паров и его капелек с воздухом. Если бензин не будет испаряться при крайне низких температурах, то он не сможет обеспечить расчетную насыщенность смеси. В 30-градусные морозы силовой агрегат может просто не завестись. При недостаточном давлении паров смесь вовсе не воспламенится. Поэтому в зимние сорта добавляются присадки, обеспечивающие хорошую испаряемость в морозы. Однако при высоких температурах весной такое топливо начинает слишком сольно испаряться и буквально раздувает канистры и иные герметичные емкости для хранения. Повышается пожароопасность, что создает проблемы для хранения.
В системе питания автомобиля могут возникать даже газовые пробки. Наиболее опасно образование паровых пробок в трубопроводах, подводящих бензин к насосу, и в нагнетающих полостях насоса, что приводит к перебоям или даже прекращению работы двигателя.
Негативные процессы
В соответствии с ГОСТ, давление насыщенных паров (ДНП) для летнего топлива должно составлять 35-80 кПа, а для зимнего — 35-100 кПа. Если залить при 20-градусной температуре полный бак зимнего топлива, то его избыточные пары резко повысят давление в бензобаке. Пары будут стравливаться в атмосферу, но часть из них пойдет в камеры сгорания, искажая рабочие характеристики смеси.
В результате горючая смесь, поступающая в цилиндры двигателя, будет содержать меньшую массовую долю бензина (обедненная смесь) и может выйти за пределы допустимых концентраций, влияющих на распространение пламени. В некоторых случаях падает мощность и даже наблюдаются перебои в работе силового агрегата.
Если давление будет избыточным, то на моторах с высокой степенью сжатия топливо при определенных режимах работы может детонировать. Его воспламение будет неравномерным и преждевременным.
При детонационном эффекте взрыв смеси происходит еще до возвращения поршня в верхнюю мертвую точку, из-за чего в камерах сгорания протекают разрушительные процессы. Поршень испытывает противодавление, юбки поршней бьют по стенкам цилиндров, оставляя задиры, а резкий рост температуры приводит к оплавлению ряда деталей.
Конечно, детонации возникают не всегда, даже зимние сорта топлива летом при правильной эксплуатации могут быть безвредны. Зимний бензин летом не терпит сильных нагрузок. Нельзя перегревать такой бензин и долго ездить на повышенных оборотах мотора. Если при активном разгоне снижается тяга и мотор перестает тянуть, то необходимо сбавить темп и продолжать движение на оборотах двигателя не выше 2 тыс.