Страсти по шипованным шинам в преддверии новой зимы разгораются с новой силой. Еще весной комитет Госдумы по транспорту инициировал проведение экспертных исследований Московского автодорожного института о вреде шипов для дорожного полотна. А компания «Автодор» подготовила самостоятельный доклад с данными из мирового опыта эксплуатации шипованных колес. Появились предложения об ограничении их использования в течение 6 месяцев в году, а именно в период, когда в средней полосе России устанавливается средняя температура воздуха выше нуля градусов (с апреля по ноябрь). Кроме того, специалисты компании Автодор озвучили рекомендации по изменению содержания укрепляющих фракций в составе асфальто-бетонной смеси покрытия дорог. Насколько же правдивы эти выводы?
Мировой опыт запрета «шиповок»
В докладе «Автодора» проанализирован мировой опыт эксплуатации шипованных колес. К примеру, в США в конце 80-х годов, когда в зимний период более 25 % легковых автомобилей в штате Монтана (США) эксплуатировались на «шиповках», дорожные службы штата обратили внимание на существенное ухудшение состояния дорожного покрытия. Появилась колея.
В Финляндии доля легковых автомобилей, оснащенных «шиповками», зимой составляет около 92 %, а грузовых — около 40 %, и там зафиксированы самые высокие показатели износа покрытий. Для восстановления полотна необходимо ежегодно укладывать по 19-25 тонн новой асфальто-бетонной смеси на один погонный км полосы автомобильной дороги общего пользования.
Подсчитано, что в среднем за 50 тыс км пробега каждый шип срезает с асфальто-бетонного покрытия 0,5-0,75 тонн поверхностного слоя. А на каждом колесе таких шипов как минимум 64. В итоге одна машина за пять лет эксплуатации срезает с дорог 128 тонн асфальта.
Наибольшую опасность для дорог представляет именно зимняя эксплуатация «шиповок». При температурах ниже −5 градусов покрытие твердеет и при скоростях свыше 70 км/ч начинает сильно крошиться с образованием мелкодисперсной пыли, которая вредна для здоровья.
Неудивительно, что в США в 33 штатах введены серьезные ограничения на использование шипованных шин даже в зимний период. А в 10 штатах они полностью запрещены. Это штаты Алабама, Флорида, Гавайи, Иллинойс, Луизиана, Мэриленд, Минессота, Миссисипи, Техас и Висконсин. Однако в 9 штатах, таких как Аляска, Вашингтон, Колорадо, Кентукки, Нью-Гемпшир, Нью-Мексико, Северная Каролина, Вермонт и Вайоминг шиповки разрешены, потому как погодные условия там настолько переменчивы, что дорожные службы не успевают своевременно убирать дороги во время зимних снегопадов.
Вред есть, но отказаться нельзя
«Эти данные показывают, что шипы действительно воздействуют на дороги. Все мы видели на МКАДе протоптанную колею. Однако полностью отказаться от шипованных шин в России невозможно, — рассказывает координатор «Общества синих ведерок» Петр Шкуматов. — Они, конечно, не так комфортны, как „липучки“, и выдают повышенный шумовой фон, но вот при выезде за город на плохо убранные трассы с катанным плотным снегом преимущества „шиповок“ становятся очевидны. За зиму происходит примерно 3-5 случаев, когда „шиповки“ реально выручают водителя. На льду на „липучках“ управляемость намного хуже».
По данным компании «Автодор», в зимний период наблюдается прирост аварийности на 10%. Однако, если машины используют шипованные колеса, прирост составляет лишь 2 %. Другими словами, «шиповки» сдерживают аварийность зимой в гололед на 80 %. Поэтому придется искать новые способы сохранения дорог, помимо простого запрета на шипованную резину.
«Проблема быстрого истирания асфальта кроется не только в шипованных колесах, но еще и в используемых материалах для автомобильных трасс, — сообщает автор доклада инженер Роман Бородин. — Наилучшим сопротивлением к истиранию обладают щебеночно-мастичные асфальтобетонные смеси (ЩМА) с размером зерен не менее 16 мм. Именно они применяются в скандинавских странах. Наши соседи практически отказались от „малошумных“ дорожных покрытий с мелкими фракциями щебня в 10 мм».
«Отказаться от „шиповок“ в России невозможно, — рассказывает автоэксперт Игорь Моржаретто. — „Автодор“ впервые инициировал исследование воздействия „шиповок“, и поэтому в опубликованном докладе пока больше вопросов, чем ответов. Исследование опирается на мировой опыт, и необходимо провести дополнительные изыскания, но уже применительно к нашим условиям эксплуатации дорог. Между тем, независимо от полученных результатов, никто не ставит вопрос о запрете шипованных колес. „Шиповки“ останутся в России, однако есть вероятность, что регионы начнут вводить местные ограничения на сроки их эксплуатации».
К примеру, в скандинавских странах запрещено ездить на «шиповках» с апреля по ноябрь, то есть в бесснежный период года. В России законодательно оформлен запрет только на три летних месяца. Возможно, для центральных регионов России вскоре этот запрет расширится на некоторые осенние и весенние недели. В отдельных регионах, например на Ямале, в Якутии или в Новосибирске, будут устанавливаться свои местные ограничения. В сентябре там уже сугробы в человеческий рост, и запрещать ездить на «шиповках» бессмысленно.