Каков ресурс у современного турбированного мотора?
Двигатели с турбонаддувом уже не редкость. Им свойственна экономичность, малый объем и невероятно зажигательный характер. Но вот насколько высок ресурс таких агрегатов? Помогает разобраться в вопросе спортивный инженер и капитан раллийной команды «ГАЗ-Рейд спорт» Вячеслав Субботин.
Раньше считалось, что двигатели с турбиной ненадежны. Турбина обладала склонностью к повышенному износу, отчего после перепродажи новым владельцам приходилось вкладываться в дорогостоящий ремонт. Однако двигателестроение в последнее десятилетие совершило серьезный скачок в области качества. Уровень обработки повысился и стали применяться новые износостойкие и термостойкие материалы. Поэтому ресурс системы впуска заметно вырос. Как утверждают производители, турбина теперь рассчитана на весь срок службы двигателя, при правильной эксплуатации, конечно.
Термоудар
Главный враг турбины — термоудар. Во время активной езды на высокой скорости турбина раскручивается свыше 100 тысяч оборотов в минуту. Она визжит как реактивный самолет и накачивает в систему впуска сжатый воздух. Охлаждается турбина с помощью масла, проходящего сквозь нее. Если поток смазки прерывается, то турбина перегревается и выходит из строя. К примеру, если водитель сначала гонял свой спорткар по треку на пределе возможностей, а потом встал у боксов и мгновенно заглушил мотор, то это очень плохо сказывается на технике. Раскаленный подшипник, лишившийся охлаждения, прикипает и при повторном запуске ломается. После этого придется менять узел в сборе.
Поэтому самая главная заповедь для владельцев турбированных моторов — давать турбине охладиться после поездки. Для этого необходимо не «газовать в пол» перед парковкой, а катиться на машине без дрифта хотя бы минут пять. При оборотах мотора ниже 2,5 тысяч турбина работает в щадящем режиме.
Кроме того, нельзя глушить турбоагрегат сразу после поездки. Необходимо после перевода автоматической коробки в режим «Паркинг» дать мотору поработать на холостом ходу хотя бы полминуты, чтобы масло успело снять с турбонаддува избыточную температуру.
Масло важнее всего
Второй опасностью для турбины может стать плохое масло. При перегреве оно теряет свойства и образует нагар и отложения, которые губительны для тонкого и сложного механизма впуска. Поэтому термонагруженные двигатели с турбонаддувом требуют к себе почтительного отношения. В мотор необходимо заливать только рекомендованные производителем масла и строго соблюдать сроки их замены.
Поэтому при соблюдении всех правил эксплуатации ресурс турбонаддува приближается к 150–200 тысячам километров. Это, конечно не касается спортивных дрифткаров, водители которых сжигают турбины на моторах гораздо чаще.