Какие хитрости выдумали заправщики, чтобы обманывать автомобилистов на АЗС?
Подавляющее большинство небольших АЗС, не входящих в крупные сети, обманывают потребителей при отпуске топлива. Контроля за их деятельностью гораздо меньше, чем в «Газпромнефти», «Лукойле», «Татнефти» и у прочих известных продавцов, а значит соблазн недолить оплаченный бензин и увеличить выручку чрезвычайно высок. К таким выводам пришла Федерация автовладельцев России (ФАР). В проведенном организацией исследовании утверждается, что около 76% мелких АЗС в стране занимаются мошенничеством. Каждый год к уже известным схемам недолива добавляются новые, которые еще не знакомы водителям. Какие же хитрости применяют недобросовестные работники АЗС, чтобы положить часть выручки себе в карман?
Канистра в мусорном ведре
Зачастую водителей обманывают непосредственно заправщики, работающие у колонок. Правда, они не могут выполнять эти действия без прикрытия начальства и кассиров. Схема выглядит примитивно, но ее эффективность высока. Работает она по предварительной оплате покупки с фиксированным литражом.
Обычно водитель после оплаты на кассе не ждет окончания заправки машины рядом с колонкой, а садится в салон и готовится уехать, как только пистолет будет извлечен из горловины бака. Оператор колонки знает, сколько литров купил автомобилист, следит за счетчиком. Как только на дисплее показывается последний литр, насос переходит к более точной подаче бензина. В этот момент оператор нажимает на рычаг пистолета и вынимает его из бака. Водитель заводит мотор и уезжает. Как только машина скрылась из виду, заправщик достает из мусорного контейнера канистру и сливает остатки проплаченного топлива в нее. Риск здесь минимален, так как недолив в объеме литра водители обычно не замечают и даже прощают сотрудникам АЗС, не желая скандалить «по пустякам».
С каждой машины таким образом «утаивается» по 200-500 грамм бензина. В некоторых случаях удерживается около 900. За смену собирается достаточное количество топлива, чтобы заправить машины работников. Таким образом они существенно снижают собственные расходы на бензин.
Защититься здесь можно только одним способом. Необходимо стоять рядом с колонкой и контролировать работу счетчика самостоятельно.
Заливка на сдачу
Иногда в мелком воровстве принимает участие кассир. При оплате бензина наличными у него вдруг не оказывается сдачи. Водителю предлагается докупить топливо до какой-то «круглой» суммы.
К примеру, автомобилист хочет залить бензина на 1750 р., и дает две купюры по 1 тысяче Кассир пробивает покупку, но сдачи не оказывается. Идет демонстративный поиск размена среди работников колонки, приносятся «тысячи извинений» и после заливки основного объема бензина водителю предлагается добавить в бак на сдачу еще немного топлива. Он соглашается, однако заправщик и не думает заново запускать колонку. Заливка имитируется, а проплаченный бензин затем сливается в приготовленную тару.
Потому при покупке дополнительного объема бензина водителю необходимо взглянуть на счетчик колонки. Там должны быть цифры купленного повторного литража.
Программное обеспечение
Есть схемы и более крупного воровства на АЗС. Оборудование практически на всех АЗС сегодня контролируют компьютеры, программное обеспечение которых можно взломать и перепрошить. Корректировки внедряются как в программное обеспечение колонок, так и в системы суммарных счетчиков, технологических проливов и контрольно-кассового учета. В итоге, по оценке специалистов Росстандарта, таким образом АЗС недоливают в среднем около 500 мл на каждые 10 литров топлива.
В итоге, автомобилисты сталкиваются с необъяснимыми ситуациями, когда в 55-литровые баки умещается по 60 л топлива. В 90-литровые баки крупных внедорожников заправщики умудряются залить аж 105 л.
Если же водитель начинает скандалить, то ему объясняют, что излишки топлива поместились в некую магистраль между баком и горловиной. Хотя в трубочку сложной формы длиной около метра трудно поместить лишних 5 л, даже если топливо пойдет под высоким давлением.
Каждый водитель имеет право потребовать провести контрольные замеры топлива, для чего на каждой колонке предписано иметь мерную тару. Однако при проведении контрольной закупки программное обеспечение, корректирующее работу счетчика, отключается с кнопки переносного пульта, похожего на брелок автомобильной сигнализации. Колонка выдает точное количество бензина, и посрамленный водитель уезжает.
С помощью программного обеспечения воруются уже сотни литров за смену. В этом случае поймать мошенников могут только тайные контрольные закупки, проведенные совместно с правоохранительными органами.