Есть ли смысл тратиться на дорогой моющий бензин?
На каждой сетевой автозаправочной станции можно встретить фирменные сорта топлива. Но не для всех моторов они одинаково полезны.
С переходом на экологические классы топлива 5 и 6 уровня многие нефтеперерабатывающие предприятия стали изготавливать для различных компаний новые сорта бензина с так называемыми моющими свойствами. Это «ЭКТО» от «Лукойла», «Пульсар» от «Роснефти», Vi-POWER от Shell или G-Drive от «Газпромнефти». Они содержат присадки, очищающие двигатель от отложений и препятствующие появлению нового налета, ухудшающего работу силового агрегата. Не являются ли такие утверждения банальным обманом и в какие автомобили такое топливо все-таки лучше не заливать?
Какие присадки существуют?
Сейчас невозможно найти бензин, изготавливаемый выпариванием нефти. Разрешенные законодательно сорта топлива классов 5 и 6 предполагают наличие целого комплекса химических добавок, которые влияют на его свойства. Эти добавки называются присадками.
Химические продукты, добавляемые в разные сорта бензинов, бывают следующие:
- антидетонационные;
- антиокислительные;
- антикоррозионные;
- антистатические;
- моющие.
Чаще всего они комбинируются друг с другом, придавая топливу ряд неожиданных свойств. Производители указывают, что выпускающиеся сейчас АИ-95 и АИ-98 класса 5 и 6 не только очищают двигатели изнутри, но и защищают их от коррозии, содержат модификаторы трения, снижают выработку трущихся деталей, а также снижают расход топлива.
Растет ли мощность?
Моющие свойства необходимы для очистки силового агрегата от маслянистых отложений и черного нагара, образующегося в процессе использования некачественного бензина.
В процессе эксплуатации из-за загрязнений форсунки часто снижают функциональность и не могут придавать правильную форму факелу распыления смеси. Нагар образуется также на впускных клапанах, он ухудшает их подвижность. В течение 3-5 лет нагар появляется и в камерах сгорания, откладывается на поршнях, обволакивает кольца. В итоге система впрыска работает с нарушениями.
Моющие присадки призваны удалять уже появившийся налет и бороться с возможностью его нового появления.
Эффект проявляется после прохождения автомобилем на дорогих сортах топлива двух-трех тысяч километров. В первую очередь очищаются впускные клапаны, которые способствуют лучшему наполнению цилиндров. Увеличивается потребление топлива, готовится более качественная смесь, стабилизируется процесс ее сгорания. В итоге мощность закоксованного мотора после очистки от нагара может возрасти более чем на 7%, а расход топлива за счет улучшенной смеси снизится на 8%.
Каким моторам полезно моющее топливо?
Наибольший эффект наблюдается при использовании моющего бензина на двигателях с распределенным впрыском топлива.
У силовых агрегатов с непосредственным впрыском, распыляющим смесь не в единую магистраль, а в камеры сгорания, моющие присадки помогают поддерживать в чистоте только форсунки и камеры сгорания, однако они не могут очищать клапаны.
А вот для старых карбюраторных моторов моющие сорта топлива бесполезны. Дело в том, что карбюратор не имеет форсунок, топливо поступает в цилиндры за счет атмосферного давления. Чистка же карбюратора, не имеющего форсунок производится иным путем и не предполагает использование дорогих сортов горючего.
Кроме того, карбюраторные силовые агрегаты в процессе эксплуатации накопили столь большой налет, что его постепенное удаление обнажает застарелую выработку. При систематическом использовании моющего бензина налет частично сходит, и образовавшиеся зазоры в кольцах приводят к снижению компрессии. Таким образом, мощность двигателя может снизиться.
В общем, моющие сорта топлива прекрасно подойдут современным автомобилям со сложными системами впрыска и наддува. Они действительно помогают очистить топливную систему от вредных отложений и дают мотору работать в полную силу. Причем эффект наблюдается лишь при систематическом использовании моющих бензинов в течение нескольких месяцев.
Однако для старых моторов, в том числе карбюраторных, которые уже доживают свой срок службы, переход на моющие сорта бессмысленен. Обычные сорта топлива на фирменных АЗС уже обладают достаточным качеством, чтобы в силовых агрегатах не появлялись дополнительные отложения.