Плюсы и минусы использования газового топлива в автомобилях
На российском рынке автовладельцам предлагается оборудование под два вида природного газа – пропан (пропан-бутан) и метан. Само топливо в первом варианте стоит чуть дороже и находится в жидком состоянии, во втором – дешевле и в газообразном. Перевод автомобиля на газовое топливо не требует конструктивной переделки двигателя (ни бензинового, ни дизельного): достаточно установить газобаллонное оборудование. Но стоит ли это делать?
Плюсы
1. Газ дешевле, чем бензин или дизельное топливо
На момент публикации материала средняя цена за литр топлива по Москве: Аи92 – 28,69 руб., Аи-95 – 31,51, ДТ – 32,34, пропан – 15 руб., метан – 13,90. То есть природный газ в два раза дешевле привычного топлива. Стоимость установки оборудования (от 15 до 50 тыс. рублей в зависимости от производителя, – достаточно ощутимая разовая трата, но в среднем при пробеге более 15 000 км за год оно окупается. Ещё сказывается и небольшая экономия на обслуживании двигателя и сроке службы свечей.
Кстати | |
---|---|
Почти каждый пользователь газового оборудования, имеющий позитивный опыт, устанавливает его на свои следующие автомобили. |
2. Долгая служба двигателя
Благодаря большему октановому числу газ дольше сгорает, что приводит к отсутствию детонации и уменьшению нагрузок на двигатель. Газобаллонное оборудование более равномерно смешивает газ с воздухом, не смывает смазочную пленку со стенок цилиндров, не загрязняет масло и не делает его более жидким. В результате увеличивается ресурс двигателя.
3. Экологичность
Меньший вред для окружающей среды — главное достоинство газового топлива по сравнению с бензином и дизелем, хотя это не определяющий пункт для автовладельцев. Выбросы двигателей, работающих на природном газе, содержат низкие уровни вредных веществ: в среднем на 65% меньше выбросов оксидов азота и на 80% меньше выбросов твердых частиц, чем дизельный двигатель, оборудованный окисляющим каталитическим нейтрализатором.
4. Мобильность
При установке газобаллонного оборудования сохраняется возможность использования основного топлива (бензина или дизеля). Таким образом, можно использовать различное топливо по очереди, и максимальный пробег может быть увеличен почти в два раза. Ещё одно достоинство – в дальних поездках возможность избегать заправки с некачественным бензином.
5. Пожаробезопасность
Несмотря на очень популярный миф о том, что баллоны с газом взрываются, это происходит достаточно редко. При использовании оборудования известных марок, правильной установки и периодическом ТО, возгорание практически невозможно. Современные баллоны оснащаются всеми необходимыми клапанами безопасности. Баллоны располагаются в автомобиле таким образом, чтобы исключить возможность их повреждения при аварии. Немецкий клуб ADAC, представляющий интересы автовладельцев Германии, проводил испытания газобалонного оборудования. В них входила авария (удар сзади, причем авто было подобрана так, чтобы нанести максимальный ущерб оборудованию) и поджог повреждённого автомобиля – результаты теста были признаны удовлетворительными. Для того, чтобы вовремя распознать утечку, в газовую смесь добавляют специальные пахучие вещества – меркаптаны.
Минусы
1. Малое количество заправок и сервисов по ремонту
Сеть газозаправочных станций для автомобилей в России развита не слишком широко. Это связано с более высокими техническими требованиями по безопасности самих ГАЗС, так и со сложной организацией транспортировки и хранения газа. Заправка газом производится медленнее, чем бензином и требует большего внимания при креплении оборудования. Установкой оборудования занимается небольшое количество компаний, и очень сложно найти хорошего мастера для его наладки и ремонта (впрочем как и вообще для автомобилей).
2. Снижение мощности и динамических характеристик автомобиля
Мощность двигателя, питаемого голубым топливом, снижается на 10-15%, максимальная скорость движения снижается на 5-6%.
3. Невозможность использования при низких температурах и особое внимание при высоких
На давление газа в баллоне оказывает влияние температура окружающей среды. При низкой температуре (- 10°С) он сжижается и перестаёт попадать в систему, к тому же газ имеет более низкую температуру воспламенения, что ухудшает пусковые качества двигателя (старт возможен только на бензине). При высокой температуре или под прямыми лучами солнца важно следить чтобы машина не перегревалась, это может привести к увеличению давления и разгерметизации. В этом случае нужно выработать несколько литров газа.
4. Увеличение веса автомобиля и ограничение объёма багажного отделения
Газобаллонное оборудование прибавит к массе автомобиля около 60 лишних кг, и «съест» объём багажника, превышающий ёмкость баллона (от 40 л). Если оборудование установлено не в зоне запаски (такое размещение очень популярно в Европе и часто используется при заводской установке), а закреплено за спинкой сидений, то исключается возможность перевозки дальномерных грузов.
5. Опасность утечки газа
При малейшем появлении запаха в салоне автомобиля или в багажном отделении, а также в подкапотном пространстве, необходимо проверить все элементы аппаратуры на герметичность и устранить проблему. Нужно особое внимание уделять крепежу баллона, если он ослаб, то велика вероятность разрыва газопровода.
Cтоит отметить, что при выборе в пользу установки газового оборудования нужно соблюдать несколько правил.
- не заправляйте установку бытовым газом,
- следите за максимальным давлением в баллоне,
- соблюдайте рекомендации специалистов.
Переход на газовое оборудование имеет смысл при больших пробегах автомобиля и наличие газозаправочных станций в регионах использования.