Президент России Владимир Путин поддержал идею перевода половины общественного транспорта с традиционного топлива на газ. Ранее соответствующую инициативу одобрило правительство. Благодаря этому новшеству бюджет может пополниться на 5,3 млрд долларов, кроме того, такой вид топлива невозможно подделать или просто украсть.
Читайте также: | |
---|---|
Медведев поручил перевести 50% общественного транспорта на газ | |
Медведев: Переход на газомоторное топливо - важнейшая задача в РФ |
«Вчера коллеги приняли это распоряжение, в котором поручено разработать комплекс мер, значит, если мы еще полгода будем разрабатывать комплекс мер и согласовывать – я знаю, как это делается, – будем еще согласовывать всякие параметры этой работы, то можем неоправданно затянуть», – заявил глава государства в ходе совещания в Сочи. Путин призвал власти ускорить процесс создания нормативно-правовой базы, нужной для реализации соответствующей инициативы.
Зачем переходить на газ?
По словам специального представителя президента по взаимодействию с Форумом стран – экспортеров газа Виктора Зубкова, половина общественного транспорта может быть переведена на газ к 2030 году. Он отметил, что такая идея поспособствует увеличению роста внутреннего потребления газа, однако, как добавил Зубков, для осуществления перехода транспорта на газ необходима «четкая государственная программа газомоторного рынка России». Стоимость газового топлива в несколько раз дешевле бензина. За счет перехода на такой вид топлива, власти смогут существенно сократить бюджетные расходы. Зубков подсчитал, что благодаря внедрению газа сектор пассажирских перевозок сможет экономить до 49 млрд рублей, сектор грузоперевозок – 34 млрд рублей, а сельское хозяйство – 6 млрд рублей.
Автоэксперты в свою очередь отмечают, что газ обеспечивает более высокий ресурс работы автомобильного двигателя. Кроме того, использование газа обусловлено заботой об экологии.
Кто выиграет от газового топлива?
По мнению советника Института современного развития Никиты Масленникова, говорить о бюджетной выгоде пока рано – речь идет в первую очередь не столько о деньгах, сколько о стратегическом маневре, в котором нуждается российский топливно-энергетический комплекс. Однако, объясняет экономист, эта инициатива принесет общий выигрыш для всех, поскольку газомоторное топливо существенно экологичнее топлива, основанного на нефти. «Это другой уровень выбросов, в перспективе с точки зрения снижения нагрузки на экологию это естественный выигрыш», – рассказал Масленников АиФ.ru.
Пользу для окружающей среды от перехода транспорта на газомоторное топливо видит и автоэксперт Екатерина Шевалье: «Оно более экологичное и дешевое, это позволит сэкономить бюджетные деньги». Эксперт напомнила о недавних планах правительства перевести весь общественный транспорт на электричество, однако, эти меры проведены не были. «Возможно, перевод на газ осуществить более реально, хотя в долгосрочной перспективе электричество и био-топливо может полностью вытеснить с рынка бензиновые и дизельные моторы», – поделилась Шевалье с АиФ.ru.
В свою очередь независимый автоэксперт Сергей Асланян полагает, что переход транспорта на газ связан с тем, что в будущем Газпром может быть изгнан с большинства внешних рынков, поэтому властям приходится искусственно организовывать внутреннее потребление подобным образом. По его мнению, идея нежизнеспособна и экономической выгоды она не принесет. В качестве примера Асланян привел планы «более мощного и структурированного» Советского союза по переводу транспорта на газ, в результате чего «надорвался, а эффекта не было никакого». «Нынешние квалифицированные кадры подавно не в состоянии решить этот вопрос» – выразил мнение автоэксперт в интервью с АиФ.ru, добавив, что единственным, чем отметится решение властей, будут откаты, бюджетные распилы, а также порывы Газпрома, «который попытается на этом заработать».
Эксперты едины во мнении, что основной причиной, по которой «тормозится» развитие использования в РФ газового топлива, является инфраструктура. Если учитывать ситуацию, в которой находится отечественная газовая отрасль, властям придется достаточно сильно маневрировать и опираться на внутренний рынок, отмечает Масленников. «Откровенно говоря, мы запоздали с выводом на рынок природного газа и те проекты, которые у нас пройдут, будут завершены на рубеже 2017-2019 г.г, они позволят нам сесть в уходящий поезд, но сразу огромного прорыва и закрепления на этом рынке мы не получим», – уверен экономист.
Впрочем, рассуждает Масленников, переход транспорта на газ послужит развитию целой отрасли промышленности, в частности по переработке топлива. Для того чтобы перевести половину машинного парка на газомоторное топливо необходимо создавать новую отрасль и инфраструктурную сеть, в появлением которых расширится налоговая база, в результате чего увеличится наполняемость бюджета. Более того, такая инициатива позволит России наконец сократить зависимость от нефтяной иглы. «Если мы не сделаем это сегодня, мы серьезно опоздаем в общемировой гонке», – подчеркивает экономист.
Перспективы
На фоне споров о необходимости перевода общественного транспорта на газ возникает вопрос: «Насколько он безопасен?». За примером не надо далеко ходить – 10 мая в Москве приостановили использование автобусов на газомоторном топливе, потому что на одном из таких автомобилей взорвался газовый баллон. К счастью, инцидент произошел на конечной остановке, когда в автобусе не было пассажиров.
Екатерину Шевалье настораживает то, что под давлением президента программа газификации общественного транспорта будет проводиться в ускоренном режиме. По ее мнению, в первую очередь правительству необходимо уделить внимание соблюдению норм техрегламента, чтобы происшествия с взрывами газа не повторялись.
Во времена попыток СССР перевести транспорт на газ было невероятное количество пострадавших, рассказывает Асланян. Газ требует другого уровня подготовки кадров, а его взять неоткуда, тем более автомобильная отрасль деградирует наиболее масштабно, считает эксперт. «Если есть отрасли, куда таджиков еще не пустили, то за рулем общественного транспорта они давно. Представьте, сядет такой гастарбайтер за руль, и вместе с пассажирами отправится на небо», – объясняет Асланян.
Помимо сомнительной безопасности в перевод автомобилей на газомоторное топливо имеет еще один нюанс – в России транспорт не сможет полноценно ездить на газомоторном топливе. «Газовая машина потребляет топлива больше ныне действующих аналогов, соответственно, РФ нужна широкая сеть заправок. Кроме того, зимой такие автомобили не работают, они не заводятся. У нас страна зимняя, какой может быть муниципальный транспорт в Ханты-Мансийске на газу?», – рассуждает автоэксперт в беседе с корреспондентом АиФ.ru.