На автодорогах при подъезде к крупным населенным пунктам нередко появляются большие пробки, которые заметно тормозят трафик. Автомобилисты прибегают к различным хитростям, чтобы обогнать заторы, и выезжают на обочины, тем самым усугубляют ситуацию с пробками. Однако ГИБДД в регионах все больше использует новую технику. На открытых пространствах удобно контролировать прямые трассы с помощью беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), примерно таких же, как в спецоперации на Украине. Чаще всего их применяют на территории Краснодарского края, на Ставрополье и по дороге на Черноморское побережье.
Сотни нарушений
По сообщениям Госавтоинспекции Кубани, беспилотные летательные аппараты оказались очень эффективны против обочечников, а также для выявления случаев обгонов в неположенных местах. При ухудшении трафика водители нервничают и часто пускаются в опасные маневры, провоцируя тем самым аварийные ситуации на дорогах. Если такие маневры заканчиваются авариями, то пробки растягиваются на многие километры. А потому очень важно предостеречь водителей от подобных маневров, что не всегда бывает возможным из-за ограниченного количества экипажей ГИБДД. Беспилотники в этих условиях становятся незаменимыми.
Есть также сложные места на основных южных трассах, которые сами по себе создают пробки без всяких аварий и чрезвычайных ситуаций. К примеру, в ежедневных пробках машины стоят на участке трассы М-4 «Дон» от станицы Саратовской в Горячем Ключе до села Дефановка в Туапсинском районе. Расстояние между этими населенными пунктами по трассе составляет более 50 км, а путь по этому отрезку маршрута в пробках занимает в среднем до трех часов. Именно на таких участках водители не выдерживают и выезжают на встречную полосу или на обочину.
Как сообщает ГИБДД Краснодарского края, только за один день БПЛА фиксируют тысячи нарушений, не все из которых превращаются в штрафы. Часть информации невозможно обработать из-за сложностей с распознаванием номеров. Зато качественные снимки обрабатываются операторами и передаются дежурящим на трассе инспекторам ГИБДД для оформления протоколов. Тогда инспекторы предъявят водителю видеозапись нарушений и оформят протокол.
За сутки на различных частях трасс с помощью одного беспилотника оформляется примерно 350 протоколов. Штрафы выписывают в основном за выезд на встречную полосу движения и на обочину.
Такие остановки бывают очень неожиданными для водителей, которые не предполагают, что за ними ведется слежка с воздуха. Поэтому Госавтоинспекция призывает водителей быть дисциплинированными и строго соблюдать правила дорожного движения даже в том случае, если на горизонте нет камер и постов ГИБДД.
Три часа полета
О работе БПЛА водителей предупреждают с помощью крупных желтых щитов с изображением квадрокоптеров. Такие информационные конструкции устанавливаются не только в Краснодарском крае, но и на Ставрополье, в Самарской области и в Татарстане. Всего в программе контроля за движением с воздуха участвуют 17 регионов страны, в том числе Татарстан, Красноярский край, Ростовская область и другие.
Патрулирование ГИБДД с воздуха проходит в сотрудничестве с авиационными отрядами специального назначения Росгвардии. Самым эффективным дроном оказался беспилотник Росгвардии ZALA 421 производства Ижевского завода «Калашников». Он является упрощенной версией летательного аппарата, разработанного для службы в армии. Оснащается аппарат системой высотного наблюдения ОКО-60 и запускается при помощи катапульты. В воздухе БПЛА способен дежурить до трех часов и на открытых пространствах, где нет перелесков, контролирует движение автомобилей на дальности в несколько километров. Аппарат отслеживает их движение в режиме реального времени и может разглядеть номера автомобилей с высоты нескольких сотен метров. Стоимость беспилотника с оборудованием приближается к 5 млн рублей.