Жизнь и работа по расписанию
На часах 7 утра: многие жители города только просыпаются, а Владислав Журавлёв уже на работе. Он уже восемь лет работает на стройках дорог, реконструкция проспекта Победы в Оренбурге — его третий крупный объект.
«С утра пробегаюсь по участку, смотрю, где, что. А бегать-то тут прилично: почти 4 километра! Физически не подготовленному здесь делать нечего», — шутит Влад.
Шутки шутками, а работа на этой должности заключается не только в том, чтобы осматривать объект и следить за ходом работ. Начальник участка — связующее звено между проектировщиками, заказчиком, субподрядчиками, службой снабжения, финансовым отделом и мастерами. В подчинении Влада около 150 человек.
«У нас, как в татаро-монгольской орде: есть десятники, командующие девятью воинами, сотники — десятью десятниками, тысячники — десятью сотниками. На дороге тоже имеется строгая иерархия и распределение обязанностей. В моём подчинении два прораба, у них — мастера, у тех — рабочие. Да, сейчас подойду», — последнюю фразу Влад говорит в телефон, и мы переходим в административное здание — на планёрку.
За столом уже ждут несколько человек — представители подрядных организаций и коммунальщики. Полчаса обсуждения, отчёты, осмотр графиков, уточнение сроков работ, планирование действий на сегодня и завтра. Сегодня совещание проходит в спокойном режиме, реконструкция проспекта подходит к завершению.
Хотя на самом участке работа кипит с той же интенсивностью, что и летом. Для движения открыта лишь проезжая часть, но кое-где ещё отсутствует разметка, знаки, тротуары.
Дорожный пирог
Режим работы дорожников зависит от сезона. С мая по ноябрь идёт активная фаза строительства, с асфальтом работают с утра до ночи, без выходных или вахтовым методом. Но и зимой специалисты не отдыхают: в это время строят конструкцию дороги из глины или ликвидируют снеговые заносы в городах.
«В городе работать намного сложнее, чем в селе или в поле. Тут всегда стеснённые условия: постоянный поток транспорта, люди ходят. Даже сроки доставки материала по городу увеличиваются. Например, 100 тонн щебня за городом 5 машин перевезут за 15 минут, в городе — за 2 часа минимум, причём количество техники будет больше, чтобы соблюсти тоннаж и разрешённую массу на ось», — рассказывает о своём опыте молодой начальник участка.
В планы по реконструкции проспекта Победы в Оренбурге входило, в первую очередь, увеличение количества полос для движения с трёх до четырёх, строительство новых парковочных мест, остановочных карманов, поворотных полос. На 2,5 месяца пришлось полностью перекрыть движение по улице.
«Мы копали уширения, выбирали землю по краям старой дороги. Нельзя класть асфальт прямо на грунт — всё провалится! А там, под землёй, проходят все коммуникации. Пришлось многим службам города трудиться всё лето — переносить трубы, опоры освещения, троллейбусные линии, кабели и ещё много всего», — рассказывает Влад. Мы тем временем проходим уже пару – тройку остановок. Каждый день сотрудник дорожного управления пешком проделывает этот путь пару раз, а на своём авто — по 10 раз туда-обратно. Сейчас обновлённая улица выглядит, совсем как новая. Под слоем асфальта — ещё полтора метра основания: метр глины, песчано-гравийная смесь, щебень, а затем асфальт. При этом и глина, и асфальт укладываются в несколько слоёв и дополнительно уплотняются. «Слоёную» конструкцию дороги специалисты в шутку называют «пирогом».
Потомственный дорожник
За время нашей прогулки по ремонтируемой улице телефон Влада звонил каждые пять минут.
«Алло, слушаю, Алексеич! Столб? Решим вопрос», — Влад тут же набирает другой номер: «Привет! Нам в Ивановке столб мешается. Его можно как-нибудь перенести? Завтра по погоде дождь, так что ориентируйся на послезавтра».
Параллельно с городским проспектом Влад дополнительно курирует строительство просёлочной дороги. «Это ещё ничего, вот два года назад в сезон я курировал ремонт 156 дворов, в день по 7–8 объектов объезжал. Тогда была суматоха», — улыбаясь, вспоминает начальник участка. Свою работу он любит и даже в отпуск, который из-за вредности производства увеличен, уходит лишь на 2 недели. Дорожный работник заранее знал, на что идёт: его родители всю жизнь провели на строительстве мостов и тоннелей.
«Я потомственный дорожник. Поэтому мне очень обидно, когда нашу работу ругают и не ценят. Я такой же водитель, езжу по тем же улицам. Мои друзья, родственники — все видят результат моего труда. Если они станут ругать мои дороги, это будет намного обиднее, чем если это будут делать незнакомцы. Делаю для себя и для них, на совесть».
На второй объект добираемся быстро: посёлок, где идёт строительство, находится недалеко от Оренбурга. Там, где заканчивается асфальт и появляются кочки, начинаются владения «дорожников». Автомобиль Влада, покачиваясь, подъезжает к группе молодых парней, толпящихся у техники.
«Чтобы сделать ровную дорогу, на стройке обязательно должен быть геодезист. Он-то мне и звонил насчёт столба. Сейчас оценим ситуацию», — выгружаемся из машины. Пожилой мужчина подходит к нам: «Позвольте представиться, Анатолий Алексеевич, хотя все просто Алексеичем зовут. Чаю с молоком хотите? Мы им и от жары, и от жажды спасаемся», — достаёт термос из машины.
Влад сразу идёт к дорожным рабочим, интересуется, почему работа стоит. Оказывается, в машине порвался шланг — ждут, когда приедет механик. Следующий пункт проверки — сама дорога. По центру дороги в линию выложены камни. «Я уже разметил ось, но вот с левой стороны столб ни туда, ни сюда», — комментирует геодезист. «Завтра после обеда заказчик обещал его перенести подальше, тогда и продолжим работу. Материалы тоже завтра привезут», — отвечает Влад.
Российские дороги: кто виноват?
«Почему так называемый ямочный ремонт население ругает, мол, неэффективно? А как быть, если средств не хватает для восстановления полотна или его реконструкции? А ведь все дороги, построенные 30–40 лет назад, не подлежат ремонту, их нужно переделывать с нуля. Проблема не в дорогах, а в их количестве».
На проспекте много техники: самосвалы, экскаваторы, асфальтоукладчики, катки. Почти всё — импортное. Сейчас в распоряжении у дорожных ремонтников есть и качественные материалы, и квалифицированные работники. И всё же до качества европейских дорог, по словам специалистов, им ещё далеко.
«Дело ещё и в климате. У нас очень сильные температурные перепады. Допустим, днём солнышко пригрело, снег оттаял, попал в какую-нибудь трещинку в асфальте. А ночью суровый мороз, вода застыла, увеличилась в объёме. Лёд рвёт даже металлические трубы, что уж говорить об асфальте!» — сокрушается специалист по дорожному строительству.
К нашему диалогу подключается прораб: «Менталитет ещё такой у народа! Как слоны в посудной лавке. Коммерсанты «забивают» свои машины до отказа, экономят. А дороги не рассчитаны на такой груз, поэтому быстро разбиваются».
С хирургической точностью
Дорожники уверяют, что сегодня, когда дороги создаются с нуля и в соответствии с современными требованиями и по всем правилам, трещины не появятся в течение гарантийного срока. Это невыгодно самим исполнителям работ — переделывать бракованный участок придётся за свои деньги.
«Если где-то, например, образовывается ямка, то вырезать и ремонтировать приходится не только этот участок, но и вокруг. Мы, как хирурги, удаляем «раковые» клетки вместе со здоровыми тканями», — смеётся дорожник.
Сегодня к людям, ремонтирующим дороги, чаще относятся, как к бракоделам, и это сильно обижает специалистов.
«Не говорю, что все дорожники порядочные. Когда мы собираемся с друзьями, почти всегда заводим дискуссии о российских дорогах, я всегда отвечаю: „Нет плохих специалистов, есть плохие люди“», — делится Влад.
За своих подчинённых Влад ручается, говорит, что все работают с удовольствием, а за новичками он наблюдает: если есть желание трудиться, помогает.
«Конечно, сейчас у меня нет суперопыта и 40 лет стажа, но всё-таки я уже 8 лет на стройке дорог!» — комментирует начальник участка.
Ближе к вечеру рабочих на дороге становится меньше, но телефон Влада всё равно постоянно звонит. В начале 11-го вечера мужчина собирается домой, к супруге и годовалому сыну, с надеждой, что сегодняшний вечер пройдёт без форс-мажоров и эксцессов.