Что такое «народный каршеринг» и как он будет работать?
В следующем году в России хотят запустить проект «народного каршеринга», который позволит сдавать личные автомобили в аренду. Как заявил руководитель столичного Департамента транспорта Максим Ликсутов, на данный момент уже идет разработка программного обеспечения для запуска этой программы. По словам Ликсутова, любой желающий сможет отдать машину в аренду на своих условиях. К примеру, владелец автомобиля сможет указать время пользования, предельный радиус поездок, а также место, где необходимо будет отдать машину.
Какие преимущества и недостатки будут у «народного каршеринга»?
Система «народного каршеринга» позволит владельцам автомобилей не платить за парковку. Вместо этого они могут получать доходы путем сдачи автомобиля в аренду, как это делают в Москве каршеринговые сервисы. Эксперты рынка также предлагают для привлечения участников проекта ввести для них определенные налоговые льготы, например, снизить транспортный налог.
Те, кто захочет стать участником проекта, должны будут учесть необходимость оборудования своего автомобиля системой бесключевого доступа с возможностью разблокировки замков по команде со смартфона. Также желающие сдавать свой автомобиль в аренду должны будут оформлять специальный полис ОСАГО, цена которого будет гораздо выше, чем у обычного.
Существует ли подобная практика в мире?
Да, существует. Подобные сервисы называют p2p-каршерингом (peer-to-peer). Таким сервисом сегодня активно пользуются в США и Европе. По данным Global Market Insights, по состоянию на 2017 год в системе p2p-каршеринга участвовало около 120 000 автомобилей, сейчас эта цифра доходит до 250 000, а к 2020 году их количество увеличится в 10 раз.
Крупнейшим игроком отрасли p2p-каршеринга на сегодня является компания Turo, работающая на рынке США. По состоянию на 2018 год число зарегистрированных пользователей Turo, базирующейся в Сан-Франциско, превысило 4 млн человек, а парк доступных для аренды автомобилей достиг 170 000 единиц.
В Европе популярными сервисами являются французский Drivy и немецкий Tamyca. Они позволяют владельцам автомобилей зарабатывать до 2000 евро в год.
Есть ли p2p-каршеринг в России?
Да, есть. Меньше года назад в России был запущен сервис RentARide, который, правда, несколько отличается от привычного каршеринга: машину нужно забирать и возвращать только в определенном месте и в указанное ранее время, а за езду на ней придется внести залог. Кроме того, вам придется следовать строгим условиям, которые поставил владелец: цена, требования к стажу и возрасту арендатора, пробег, радиус использования автомобиля. На сегодняшний день в его автопарке больше 7 000 автомобилей. Арендовать автомобиль можно через приложение или сайт, предварительно связавшись с владельцем и заключив договор. Также в России работает онлайн-сервис для частных лиц «Дарента», который действует по схожему принципу.