Но в 2011-м мэр Москвы Сергей Собянин обещал, что приведёт в порядок все московские дороги. Сказано - сделано. За три года дорожные службы переложили асфальт на всех городских трассах, от проспекта до переулка. Оказалось, трёхлетний цикл ремонта дорог - это не значит, что треть города будет перекопана. Просто организация «Автомобильные дороги», главный городской исполнитель работ по ремонту дорог, в течение трёх лет после ремонта обеспечивает «нормативное состояние на объектах улично-дорожной сети».
Сканер ищет недостатки
О том, почему появилось это специальное учреждение, стоит сказать отдельно. Задача была не только «закатать Москву в асфальт», но и сделать так, чтобы асфальт перестал быть «золотым». И сэкономить бюджетные средства удалось.
За последние годы количество брака при ремонте дорог снизилось почти в 10 раз. Если в 2013 г. делали по гарантийному ремонту около 1 млн м2 асфальта (то есть подрядчики переделывали свой брак на такой огромной площади), то в этом году дороги перекладывали на 100 тыс. м2. Как это получилось? Во-первых, подрядчики уже чётко представляют себе, что плохую работу придётся переделывать за свой счёт. Во-вторых, их количество уменьшилось более чем в 30 раз. Раньше в Москве действовало порядка 300 подрядных организаций по укладке асфальта, которые не имели ни заводов, ни техники, ни опыта работы. Теперь в российской столице создан свой городской подрядчик - государственное бюджетное учреждение (ГБУ) «Автомобильные дороги». Эта организация ремонтирует большую часть магистральных дорог и оперативно выполняет все аварийные работы.
Искать проблемы на дорогах помогают и простые москвичи - пешеходы и водители, которые пишут обращения на портал «Наш город». А качество состояния дорожного покрытия проверяет дорожная инспекция ОАТИ.
Вместо колец строят хорды
Москва - мегаполис, комфортный для москвичей и гостей столицы, современный, инвестиционно привлекательный. В этом суть градостроительной политики столицы в последние пять лет.
Но принятый в 2010 г. генеральный план в 2011-м уже так расходился с действительностью по параметрам, от которых зависит стратегия развития столицы, что воплощать его в жизнь было бы преступлением. 380 автомобилей на 1000 жителей, которые город имел к 2011 г., в генплане значились перспективой на 2025-й. Для сравнения: в Париже на 1000 человек приходится 263 авто, в Лондоне - 331, в Токио - 300, в Нью-Йорке - 480, в Пекине - 280. А ведь Москва была обеспечена дорогами в 2-3 раза ниже мировых столиц. Между тем москвичей было уже 11,5 млн человек (эту цифру прежние власти ожидали только к 2025-му). Такое планирование стало причиной колоссального дисбаланса расселения людей и мест приложения труда. Как следствие, практически привело к коллапсу на дорогах. Транспортная инфраструктура развивалась сама по себе, застройка уплотнялась тоже сама по себе. Но за последние пять лет многое удалось изменить к лучшему.
К столице присоединились новые территории, и за это время в Новой Москве уже реконструированы три автодороги с выделенной полосой для общественного транспорта. В этом году на «новые земли» придёт метро.
Правительство Москвы кардинально изменило подход к развитию дорожной инфраструктуры, сегодня город развивается полицентрично. Расширяются основные городские магистрали, решаются проблемы «узких мест», а вместо «золотых» транспортных колец строятся хорды - поперечные дороги, соединяющие соседние районы.
Пять последних лет - это 409 км дорог, новая федеральная трасса М-11, 114 искусственных сооружений - эстакад, тоннелей, мостов. 5 транспортных развязок на пересечении с МКАД «поехали» быстрее благодаря реконструкции. Транспортные долгострои прежних лет ушли в небытие. Иными словами, новое, скорое и удобное дорожное движение - одно из главных достижений с 2010 по 2015 год.
Мнение эксперта
Раис Чигликов, первый замруководителя ГБУ «Автомобильные дороги»:
- Отношение и подход к системе дорожного хозяйства за последние пять лет стали гораздо серьёзнее. Качество работ повысили нововведения: новые технологии используют и в укладке асфальта, и в производстве асфальтобетонных смесей, и в работе по нанесению дорожной разметки. 5 лет назад холодным двухкомпонентным пластиком наносили только некоторые элементы дорожной разметки. Сегодня 25% таких работ производят этим способом. У материала высокий уровень износостойкости. Это тоже стало возможным благодаря тому, что поменялась политика в области использования инновационных материалов и расходования средств на обеспечение без-опасности дорожного движения. На мой взгляд, с 2010 по 2015 год в области дорожного хозяйства произошёл настоящий прорыв.