Платные дороги — один из способов бороться с общероссийским злом. То есть с плохими дорогами. Вполне себя оправдывает подход, когда за деньги можно проехать по качественному покрытию с большой скоростью. Но у нас всё хорошо не бывает, на пунктах оплаты часто возникают пробки из-за проблем с расчётами. Ещё не всегда наши власть имущие правильно выбирают участки, на которых будет вводиться оплата проезда.
Одно из последних предложений касается трассы А105 от Москвы до аэропорта Домодедово, сообщают «Ведомости». Собеседники издания заявили, что дорожная компания предложила три варианта разгрузки имеющейся трассы. Самый дешёвый — в 10 млрд рублей — строительство нового участка от 40-го километра М4 «Дон» до аэропорта с сохранением основной трассы А105. Его протяжённость составит всего 6 км, а высокая стоимость объясняется необходимостью выкупа земель и переноса коммуникаций. Второй вариант — реконструкция самой трассы, которая обойдётся в 19,7 млрд руб. Третий — расширение дороги, центральные полосы которой станут платными, а для свободного проезда оставят по одной полосе справа. Этот проект оценивается в 20 млрд руб.
Необходимость изменения ситуации с транспортной доступностью в Домодедово назревает уже давно. Показательной стала авария, случившаяся год назад, когда грузовик повредил опору железнодорожного моста и доступность аэропорта была ограничена несколько дней. Сейчас А105 представляет собой ответвление трассы М4 «Дон» до Домодедово протяжённостью 20,5 км и шириной в четыре полосы, по две в каждую сторону. Специалисты говорят о том, что в нынешней ситуации пропускная способность подъездных путей к аэропорту будет исчерпана уже в 2014 году. Если же расширить дорогу, построить южный подъезд от ЦКАД, реконструировать развязку Каширского шоссе и МКАД, развязку на 43 км автодороги А105 и т. п., то до Домодедово смогут добираться 31 млн пассажиров и заметно улучшится ситуация с грузовыми перевозками.
Введение платы за подъезд к аэропорту связано с тем, что, вне зависимости от выбранного варианта, деньги на строительство будут взяты у Фонда национального благосостояния (ФНБ). А его средства предоставляются только на возвратной основе. К тому же, скорее всего, придётся привлекать деньги сторонних инвесторов.
Ситуация вокруг Домодедово осложняется ещё и тем, что А105 — самый прямой и удобный путь к аэропорту из столицы. Строительство ещё одного отвода от М4 повысит плотность дорог в районе и создаст ещё один вариант доступа к аэропорту. Также его введение пополнит количество тех, кто будет пользоваться трассой «Дон», первый платный участок которой планируется создать уже на 21-м километре.
Московские власти планируют сделать платным въезд в Москву →
Примерно по такому же пути, скорее всего, будет развиваться и дорожная сеть вокруг Шереметьево. Сейчас подъезд к нему по Ленинградскому шоссе затруднён почти в любое время суток, а альтернативных путей практически нет. Транспортная доступность аэропорта, по оценке специалистов, «закончится» в 2015 году. Ситуация должна будет кардинально измениться с открытием первого участка платной дороги М11 Москва – Санкт-Петербург, строительство которой должно скоро закончиться.
Напомним, что сейчас существует несколько платных участков на различных трассах. Больше всего их на М4 «Дон». Это отрезки 48–71 км, 225–260 км, 287–321 км, 330–414 км, 414–464 км. Тарифы варьируются от 30 до 400 рублей, в зависимости от времени проезда и типа транспортного средства. Их инфраструктура уже прошла проверку, а дорожное покрытие соответствует самым высоким международным стандартам.
Первая платная дорога в Санкт-Петербурге появилась в 2013 году. Это пятикилометровый участок Западного скоростного диаметра (ЗСД). Дневная стоимость проезда по нему составляет 40 руб. для легковых автомобилей, мотоциклов, малотоннажных грузовиков и автобусов, 90 руб. — для тяжёлых грузовиков и машин с прицепом, 130 руб. — для фур и автопоездов. Ночная плата в два раза меньше.
Один из последних открытых платных участков длиной 18,5 км расположен на федеральной дороге М1 «Беларусь» от МКАД в обход Одинцово. Стоимость проезда легкового автомобиля составляет 100 руб., среднегабаритного — 150 руб., грузовика — 200 руб., фуры — 320 руб. днём, в ночное время в два раза меньше. В начале дачного сезона пункты оплаты не справлялись с потоком, и несколько дней держались многочасовые пробки.
Но самый глобальный проект платной дороги — это Центральная кольцевая автодорога (ЦКАД) вокруг Москвы. Предварительно средняя стоимость одного километра будет составлять 2,32 рубля и дифференцироваться в зависимости от времени суток и вида машины. Первая очередь дороги (четыре полосы с разрешённой скоростью 110 км/ч) должна быть готова в 2018 году.