Если поутру машина не заводится, то водители чаще всего прибегают к давно проверенному способу, а именно просят соседей по стоянке перебросить провода и поделиться энергией от чужого аккумулятора. Но этот способ реанимации сопряжен с массой рисков. Электроника машины иногда получает серьезные повреждения из-за неправильных действий при подключении чужой батареи. Может, попробовать прибегнуть к другим дедовским способам и попросить товарищей просто толкнуть замерзшую машину сзади?
Опасности «прикуривания»
Обычно мотор не заводится в холода по нескольким причинам:
- нет подачи топлива (вышел из строя или замерз топливный насос);
- не работает зажигание (разрядился аккумулятор);
- вышла из строя управляющая электроника и т. д.
Когда водитель при попытках запустить мотор видит на приборной панели плохо горящие или гаснущие лампы и ощущает, как стартер не может провернуть коленвал, причина неудачи холодного пуска кроется в аккумуляторе.
Некоторые бегут в магазин за новой батареей, другие же просят друзей или знакомых «прикурить», то есть подсоединить аккумулятор от другого транспортного средства, в том числе и от грузовика, и дать пусковой ток высокого напряжения.
Эта процедура чревата неприятными неожиданностями. При неправильном подключении проводов есть риск коротких замыканий или перепадов напряжения в бортовой электроцепи. Блок управления, чувствительный к резким нагрузкам, может выдавать ошибки. Начинаются перебои в работе штатных опций.
В редких случаях при сбрасывании клеммы с контактов аккумулятора на «пеньках» может проскочить мощная дуговая искра, и тогда возникает риск повреждения блока управления (ЭБУ).
Поэтому «прикуривать» можно в основном старые автомобили, имеющие карбюраторный способ питания, у которых нет сложной электроники. Инжекторные автомобили с капризными опциями слишком чувствительны к перепадам напряжений. За неудачное прикуривание даже могут лишить гарантии.
Остается вызывать эвакуатор или нести батарею домой и ставить ее на зарядку. Однако сдергивание клемм приводит к обнулению программной памяти ЭБУ, отчего автомобилю придется перенастраиваться.
Алгоритм запуска мотора «с толкача»
Для тех, кто спешит, остается попробовать другой способ реанимации, а именно запуск с толкача. Этот способ используется с самого начала автомобильной эры. Принудительное раскручивание коленвала с помощью внешней физической силы не требует большого пускового тока, а значит, безвредно для бортовой электроники.
Правда, перед стартом нужно найти этот источник физической силы. Можно попросить друзей или просто прохожих толкнуть машину или прицепить ее на тросе к другому транспортному средству и протянуть несколько десятков метров. Но здесь необходимо помнить, что запуск с толкача возможен только на машинах с механической коробкой передач.
Алгоритм запуска двигателся «с толкача» выглядит следующим образом:
- Сядьте в автомобиль.
- Поверните ключ в замке зажигания в положение ON.
- Выжмите сцепление и включите вторую передачу.
- Подайте сигнал о начале движения и попросите помощников толкнуть автомобиль.
- Разгоните машину до 5-7 км/ч, после чего плавно отпустите сцепление. Крутящий момент пойдет в двигатель и заставит вращаться коленвал.
- В момент запуска необходимо немного нажать на педаль газа.
- Как только двигатель запустится, необходимо срочно выжать педаль сцепления и переключиться в нейтраль, чтобы остановить машину.
Опасности запуска «с толкача»
В сильные морозы метод запуска мотора «с толкача» тоже будет работать. Если в аккумуляторе есть хоть немного энергии, он обеспечит работу свечей зажигания.
Метод запуска мотора «с толкача» имеет и свои недостатки. Главный из них — это возрастающие нагрузки на ремень газораспроделительного механизма ГРМ. В морозы он твердеет и не выдерживает сильных ударных нагрузок. В некоторых случаях старый ремень генератора может оборвать.
Чтобы минимизировать риски при запуске, не включайте первую передачу. Стартовать «с толкача» нужно только со второй ступени. Кроме того, частые запуски с толкача могут вывести из строя приводы других навесных агрегатов, в том числе генератора, помпы системы охлаждения или кондиционера.