Почему нельзя поднимать машину двумя домкратами одновременно?
В штатную комплектацию легковых автомобилей входят так называемые ромбические домкраты, которые могут выдерживать невысокие нагрузки. Их грузоподъемность составляет всего 1,3-1,5 тонны, а запас прочности составляет всего 1,25 ед. При подъеме тяжелого автомобиля старый домкрат может погнуть ножку или сорвать опорную гайку на подъемном винте. Чтобы обезопасить себя и автомобиль, водители иногда возят второй подобный домкрат. Его подставляют под машину, чтобы снизить нагрузку с первого. Однако использование сразу двух подъемных устройств небезопасно и может привести к падению автомобиля. Почему?
Недостатки штатных домкратов
При изготовлении автомобильных подъемных устройств производители руководствуются ГОСТ 34504–2018 под названием «Домкраты механические». Этот документ определяет конструкцию и требования к домкратам, входящим в перечень ЗИП (запасные части, инструменты и принадлежности) автомобильного транспортного средства (АТС).
Ромбические домкраты должны выдерживать нагрузку в пределах от 1 до 2 тонн и должны использоваться для подъема только одной из сторон транспортного средства при ремонте и при техническом обслуживании. Они должны крепиться только в штатные места, расположенные у переднего или заднего колеса. В другие места кузова их упирать запрещено, а требуемый коэффициент запаса прочности определен для них всего в 1,25 ед., что откровенно мало.
![](https://aif-s3.aif.ru/images/022/646/6ad1619eebd5b0b671de0c8761a0115d.jpg)
Происходит это при нарушении правил эксплуатации. К примеру, при подъеме заднего колеса необходимо обращать внимание на блокировку других колес автомобиля. Ручной тормоз держит только задние колеса, и если одно из них поднять, то автомобиль начинает немного передвигаться. Передние колеса не имеют блокировок, из-за чего могут свободно вращаться. В итоге машина рискует свалиться с подъемника.
Но хуже всего, когда автомобилисты пытаются подставить под днище второй домкрат, чтобы подстраховать первый.
Почему подламывается второй домкрат?
Из курса теоретической механики мы помним, что наиболее устойчивой является система с тремя опорами. Если принять один бок машины с двумя прижатыми колесами за одну точку опоры, а колесо с другого бока — за вторую, то поднимающий машину домкрат будет третьей точкой опоры. При блокировке колес система распределяет нагрузки на все опоры и остается неподвижной.
Но как только к ней добавляется четвертая точка опоры, она пытается сдвинуть всю конструкцию с места. Нагрузки перераспределяются, и внутри замкнутой системы появляется опрокидывающий вектор.
Для простоты понимания представим неподвижную треногу с фотокамерой на дороге. Даже на гравии она стоит ровно. И посмотрим на кухонный стол с четырьмя ножками, который даже на ровной поверхности всегда колеблется из стороны в сторону.
Тем самым при подсовывании под машину второго домкрата внутри системы тоже возникают силы, выводящие ее из состояния равновесия.
![](https://aif-s3.aif.ru/images/021/663/48fe1d9987f7f2882811ae7e0301520c.jpg)
Тем самым лучше всего пользоваться только одним домкратом. Причем его необходимо устанавливать строго под штатные места на порогах.
Чтобы зафиксировать автомобиль и не дать ему скатиться, при поднимании необходимо затянуть ручной тормоз и использовать блокирующие башмаки, которые устанавливают под два колеса по диагонали. В этом случае даже ромбический домкрат будет крепко держать автомобиль.