Примерное время чтения: 3 минуты
12609

Почему нельзя поднимать машину двумя домкратами одновременно?

Категория:  Обслуживание Авто
Ответ редакции

В штатную комплектацию легковых автомобилей входят так называемые ромбические домкраты, которые могут выдерживать невысокие нагрузки. Их грузоподъемность составляет всего 1,3-1,5 тонны, а запас прочности составляет всего 1,25 ед. При подъеме тяжелого автомобиля старый домкрат может погнуть ножку или сорвать опорную гайку на подъемном винте. Чтобы обезопасить себя и автомобиль, водители иногда возят второй подобный домкрат. Его подставляют под машину, чтобы снизить нагрузку с первого. Однако использование сразу двух подъемных устройств небезопасно и может привести к падению автомобиля. Почему?

Недостатки штатных домкратов

При изготовлении автомобильных подъемных устройств производители руководствуются ГОСТ 34504–2018 под названием «Домкраты механические». Этот документ определяет конструкцию и требования к домкратам, входящим в перечень ЗИП (запасные части, инструменты и принадлежности) автомобильного транспортного средства (АТС).

Ромбические домкраты должны выдерживать нагрузку в пределах от 1 до 2 тонн и должны использоваться для подъема только одной из сторон транспортного средства при ремонте и при техническом обслуживании. Они должны крепиться только в штатные места, расположенные у переднего или заднего колеса. В другие места кузова их упирать запрещено, а требуемый коэффициент запаса прочности определен для них всего в 1,25 ед., что откровенно мало.

Тем самым перегружать подъемные устройства нельзя. Если попытаться вставить их под «Газель» или большой внедорожник, то велик риск повреждения винтового соединения или опорной пяты, которая сгибается. Однако чаще всего ромбические домкраты просто соскальзывают со своих мест и подламываются.

Происходит это при нарушении правил эксплуатации. К примеру, при подъеме заднего колеса необходимо обращать внимание на блокировку других колес автомобиля. Ручной тормоз держит только задние колеса, и если одно из них поднять, то автомобиль начинает немного передвигаться. Передние колеса не имеют блокировок, из-за чего могут свободно вращаться. В итоге машина рискует свалиться с подъемника.

Но хуже всего, когда автомобилисты пытаются подставить под днище второй домкрат, чтобы подстраховать первый.

Почему подламывается второй домкрат?

Из курса теоретической механики мы помним, что наиболее устойчивой является система с тремя опорами. Если принять один бок машины с двумя прижатыми колесами за одну точку опоры, а колесо с другого бока — за вторую, то поднимающий машину домкрат будет третьей точкой опоры. При блокировке колес система распределяет нагрузки на все опоры и остается неподвижной.

Но как только к ней добавляется четвертая точка опоры, она пытается сдвинуть всю конструкцию с места. Нагрузки перераспределяются, и внутри замкнутой системы появляется опрокидывающий вектор.

Для простоты понимания представим неподвижную треногу с фотокамерой на дороге. Даже на гравии она стоит ровно. И посмотрим на кухонный стол с четырьмя ножками, который даже на ровной поверхности всегда колеблется из стороны в сторону.

Тем самым при подсовывании под машину второго домкрата внутри системы тоже возникают силы, выводящие ее из состояния равновесия.

Когда второй домкрат поднимает машину, подвеска распрямляется и придает кузову сложную траекторию движения, которая отлична от строго прямолинейной. Кузов идет не только вверх, но и вбок, отчего ножка домкрата испытывает разнонаправленные нагрузки. Как правило, кузов поднимается при этом на 300 мм. В итоге по кузову прокатываются колебания, и велик риск опрокидывания сразу двух опор. Сначала падает один домкрат, а затем подламывается и второй, кузов с грохотом бьется о землю или асфальт, царапая и сминая пороги.

Тем самым лучше всего пользоваться только одним домкратом. Причем его необходимо устанавливать строго под штатные места на порогах.

Чтобы зафиксировать автомобиль и не дать ему скатиться, при поднимании необходимо затянуть ручной тормоз и использовать блокирующие башмаки, которые устанавливают под два колеса по диагонали. В этом случае даже ромбический домкрат будет крепко держать автомобиль.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах