Владислав Иноземцев, д. э. н., профессор НИУ «Высшая школа экономики»:
— Очевидно, что найти место для машины в центре города стало намного проще. Впрочем, я понимаю, что платный паркинг вызывает аллергию у тех, кто считает его запретительно дорогим: в некоторых районах стоимость парковки в течение рабочего дня превышает 1000 руб. Но, откровенно говоря, я не вижу этому альтернативы.
В Москве на 1 км улиц приходится в среднем 1280 зарегистрированных автомобилей, что в 4-7 раз больше, чем в европейских мегаполисах. Расширение улиц в большинстве районов невозможно, а реконструкция «вылетных» магистралей даёт обратный эффект, стимулируя поездки в центр города и обратно из «спальных» районов и ближнего Подмосковья.
Маловероятно также, что в городе скоро появится большое количество подземных парковок — стоимость их строительства, например в Париже, достигает 2 млн руб. за одно машино-место, а срок окупаемости (при тарифе 150-250 руб. в час) — 8-12 лет. Более того, мне кажется, что даже платная парковка — лишь частичное решение проблемы и что нам не обойтись без ограничения въезда транспорта в пределы Садового кольца (маловероятнее — Третьего транспортного).
Зоны платного въезда есть почти в 100 городах мира, а самые известные примеры — Лондон, Рим и Сингапур. Плата во всех случаях весьма значительная (около 1300 руб. в день), но подобный режим позволил добиться существенной разгрузки исторического центра, улучшения экологической обстановки, повышения качества работы общественного транспорта.
В пятёрке наиболее подверженных уличным пробкам городов мира 4 представляют развивающиеся страны — Мексику, Турцию и Бразилию. А десять городов из первой тридцатки — китайские мегаполисы. Собственно, вот на кого мы и станем похожи, если не пересмотрим наше отношение к порядку на улицах своих городов.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции