Примерное время чтения: 9 минут
1067

Зона уязвимости: люди гибнут в ДТП на остановках

Фото: АИФ

Только за эти два дня в Москве произошло два ДТП, в которых пострадали люди, ожидавшие прибытия транспорта на остановках. Все помнят страшную аварию на Минской улице, в которой погиблло пятеро детей и двое взрослых. Отмечено множество похожих происшествий в других регионах. Почему это происходит? Несмотря на риторичность вопроса, у него есть несколько практичных ответов.

Нарушение правил

Первой проблемой, безусловно, является возросшая безответственность водителей. Большинство подобных аварий были совершены людьми, находившимися в нетрезвом состоянии за рулём. Причём не с 0,2 промилле в крови, а пьяными настолько, что не могли двух слов связать. Серьёзное ужесточение наказания за вождение в нетрезвом виде прорабатывается на всех законодательных уровнях, и, надеюсь, его введение решит хотя бы часть проблем с аварийностью на дорогах.

Читайте также:
Страшная авария в Москве: иномарка насмерть сбила троих людей на остановке
На севере Москвы иномарка протаранила остановку: есть пострадавшие
На московской остановке погибли дети и трое взрослых

 

К этой же категории относится нарушение скоростного режима. Чем выше скорость, тем серьёзней последствия аварии. Ситуация наезда на остановку может быть, и когда водитель не справляется с управлением, и когда он сам становится пострадавшим по вине другого участника движения, и в случае поломки автомобиля. С грубыми нарушениями скоростного режима призваны бороться камеры фиксации.

Вот что происходит при наезде автомобиля на человека на скорости в 30 и 60 км/ч.

Устройство остановок

Второй проблемой является расположение и оборудование самих остановок. В Москве остановки городского пассажирского транспорта находятся в ведении ГУП «Мосгортранс». По информации, которую нам дали в этом ведомстве, монтаж павильонов ожидания осуществляет Служба по обслуживанию линейных сооружений по схемам, разработанным Службой движения ГУП «Мосгортранс». Конструкция павильонов ожидания разработана заводом-изготовителем с учётом технических требований ОСТ 218.1.002-2003 от 01.06.2003, технического задания ГУП «Мосгортранс» и согласована с ГУП «ГлавАПУ» Москомархитектуры. Основными документом, регламентирующим размеры посадочной площадки, являются «Нормы и правила проектирования планировки и застройки Москвы» МГСН 1.01.-99, утверждённые постановлением Правительства Москвы от 25.01.200г. № 49. В них прописано расстояние, необходимое для подъезда автобусов и троллейбусов, в зависимости от категории дороги и трафика, которое должно составлять несколько десятков метров. Законодатели устанавливали эти размеры, стараясь не создавать затруднений для основного потока.

  Обычная московская остановка – все правила по установке соблюдены.

 

Что же касается самих павильонов ожидания, то он размещается на расстоянии не менее трёх метров от борта проезжей части. Но не везде это правило соблюдается – во многих местах из-за домов остановки расположены гораздо ближе к проезжей части. Положенные три метра никак не смогут уберечь людей, стоящих на остановке, от вылетевшего на них автомобиля. Математика очень простая: например, машина по той или иной причине начинает двигаться к остановке со скоростью 60 км/ч. За одну секунду она преодолеет более 16 метров. За эту же секунду человек только сумеет осознать, что на него надвигается автомобиль, на реакцию времени уже не остаётся.

По стандартам Мосгортранса павильон ожидания должен быть оборудован:

– дорожными знаками, обозначающими место остановки транспортных средств, в соответствии с ПДД РФ;

– указателями маршрутов линейного транспорта;

– местами для сидения пассажиров;

– остеклёнными информационными щитами для размещения информации о работе наземного городского пассажирского транспорта;

– остеклёнными щитами для размещения рекламной продукции.

На остановках, габариты которых не позволяют разместить павильоны стандартных конструкций, устанавливаются малые архитектурные формы (скамейки, таблички с расписанием). Таких в городе Москве установлено всего 101 штука.

То есть тротуары в городе защищены высокими бордюрами, деревьями или кустарником, просто куском земли, которая сама по себе тормозит движение, припаркованными машинами, столбиками, ограничивающими заезд автомобилей. Места остановок не защищены ничем, кроме бордюра, да и то в некоторых местах он «для удобства пассажиров» расположен ниже обычного и практически не является препятствием.

 

Примерно так выглядит схема расположения остановки на Онежской улице, где произошла одна из последних аварий, в которой погибли трое человек.

 

Таким образом, получается, что современные остановки отвечают за комфорт и информированность пассажиров, но не за их безопасность. В конце 2008 года правительство Москвы объявило о 7-летней программе создания «безопасных остановок» на всех дорогах столицы. Они должны находиться в «карманах» в стороне от основного движения. На асфальте должно лежать специальное полотно красного и зелёного цветов, которое способствует сокращению тормозного пути и увеличению коэффициента сцепления. По периметру остановок планировалось установить специальные бетонные и железные столбы. Действительно, разноцветные полосы с мелкой крошкой какого-то абразива появились пару – тройку лет назад, а вот никаких заградительных барьеров нет.

В Санкт-Петербурге, где возникают те же проблемы, председатель комитета по законодательству Законодательного собрания Виктор Евтухов после аварии, когда маршрутка врезалась в автобусную остановку и погибли шесть человек, предлагал в целях безопасности развернуть автобусные остановки «спиной» к дорогам. Также он предложил на шоссе и крупных магистралях создавать специальные «карманы», а поребрики в районе остановок делать существенно выше, чем в остальных местах.

 

Так выглядит автобусная остановка на трассе в Бразилии. Пассажиры полностью изолированы от дороги Так выглядит автобусная остановка на трассе в Бразилии. Пассажиры полностью изолированы от дороги. Фото: Global Look

Психологический фактор

И третьей причиной гибели людей на остановках является физические и психологические факторы. Физические уже описывались выше – при средней разрешённой скорости движения транспорта у людей, на которых несётся автомобиль, просто нет возможности быстро среагировать на ситуацию. Причём, если это происходит вследствие аварии, то обычно наезд на остановку предваряют резкие звуки ударов, тормозов, сигнала и т. п., которые могут привлечь внимание человека и дать ему пару лишних секунд на действие. А если водитель грубо нарушает и беспричинно выезжает на остановку – шансов выжить у стоящих там людей практически нет.

Психологический момент заключается в «моральной» неподготовленности будущих пассажиров воспринять угрозу. В отличие от людей, например, на пешеходном переходе, они не следят за потоком. Большинство ожидающих используют это время «с пользой» – читают, разговаривают по телефону или просто смотрят себе под ноги. Что же говорить про пожилых, которые сидят на скамейке и элементарно не видят происходящего на дороге, да и в силу возраста не могут уклониться от удара. Ещё, находясь под защитой павильона ожидания или рядом с ним, люди начинают меньше ожидать угрозу. В этом отношении простые таблички даже лучше – человек остаётся настороже.

На Западе

Не стоит думать, что в авариях на остановках страдают люди только в нашей стране. 13 сентября 2012 года четверо погибло и один человек пострадал вследствие аварии на скоростном шоссе Лас-Вегаса, США. 22 июля 2011 в Эстонии на автобусной остановке Раазику (Харьюский уезд) столкнулись два автомобиля, при аварии пострадали четыре человека. Одно из самых громких ДТП произошло в Риме, когда пьяный водитель, как выяснилось позже, гражданин Румынии, не справился с управлением и въехал на автобусную остановку, в результате происшествия пострадали 13 человек.

Остановка общественного транспорта в Бельгии отделена от основного потока забором. Фото: Global Look 

Но всё-таки на Западе ситуация с безопасностью людей на остановках лучше. В первую и главную очередь это связано с более высокой ответственностью водителей. А во вторую – с большей продуманностью устройства дорожной сети, в целом, и пассажирскими перевозками, в частности. Во многих крупных городах на больших магистралях полосы общественного транспорта отделены от основной части дороги не просто разметкой, а бордюрами и заборчиками. В Англии и ряде других стран автобусные остановки развёрнуты «спиной» к проезжей части – люди защищены прозрачными панелями от брызг, а металлические конструкции, на которых крепится остановка, могут принять на себя первый удар.

Пока ГИБДД борется с нарушителями, муниципальные власти думают, как сделать остановки более безопасными, простым людям остаётся надеяться только на себя. Вот несколько несложных советов. В ожидании транспорта следите за происходящим на дороге, старайтесь стоять подальше от движущихся автомобилей. Если это невозможно, выбирайте место за препятствием – опорой остановки или фонарным столбом.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах