Правда ли что экстренное торможение перед камерой спасает от штрафа?
Многие сталкивались с ситуацией, когда неожиданно автомобиль попадает в засаду дорожных служб с замаскированной камерой контроля скорости. После поворота в неприглядном месте водитель вдруг видит на обочине короб на треноге и рефлекторно начинает тормозить. Естественно, скорость слишком высока, и наказание кажется неминуемым. В отчаянии человек ждет штрафа. Однако проходят дни и недели, а квитанции не поступает. Штраф не опознается на сайте ГИБДД и на ресурсе госуслуг. То есть камера не сумела зафиксировать высокую скорость и отпустила машину с миром. Почему? Разобраться в ситуации помогает автомобильный эксперт и капитан спортивной команды «ГазРайд Спорт» Вячеслав Субботин.
Эффект Доплера
Принцип работы всех радиочастотных дорожных радаров основан на эффекте Доплера. Прибор излучает цикл сигналов, которые направляются в сторону движущегося объекта, отражаются от него и возвращаются обратно. Приемник ловит отраженные волны и вычисляет расстояние до объекта. Затем через малый промежуток времени посылается новый цикл сигналов, которые также попадают в движущийся транспорт и, отражаясь от него, возвращаются обратно. Данные первого и второго замера направляются в вычислительный блок, где электроника обрабатывает информацию и выдает результаты. По разнице расстояний до объекта между первым и вторым замером высчитывается скорость движения транспортного средства с точностью до 2 км/ч.
Принцип Доплера используется в основном в авиации и очень эффективно показал себя для работы систем автоматической посадки для космических спутников и пилотируемых кораблей. Неплохо он справляется и с оценкой скорости автомобилей в плотном потоке транспорта. Однако камеры не всегда способны пользоваться им безошибочно.
В соответствии с ГОСТ Р 50856-96 «Измерители скорости движения транспортных средств радиолокационные», требования к дорожным радарам выдвигаются очень высокие. Время единичного измерения скорости движения транспортных средств, находящихся на максимальной дальности, должно не превышать 1 мс. Промежутки между сигналами настолько малы, что замер скорости производится практически мгновенно. Почему же водителям кажется, что торможение спасает от штрафа?
Время на анализ
Дело в том, что дорожная камера — это сложный прибор, способный анализировать помехи и исправлять собственные ошибки. Камера видит объект на удалении свыше 1000 м. Чтобы зафиксировать скорость, внутренний блок управления ведет анализ тысяч данных, поступающих от радара, а также от видеокамеры, отсекает помехи, борется с ложными срабатываниями, игнорирует отраженный сигнал от других автомобилей, совмещает видеокартинку с показаниями радиолокационного приемника и формирует данные о движущемся автомобиле.
Радар накрывает сразу несколько автомобилей, из-за чего происходит дополнительный доплеровский сдвиг частоты, и скорость различных транспортных средств может искажаться. Поток транспорта встречных направлений создает много помех. Иногда компьютер не успевает определить тип автомобиля, скорость одной машины приписывается другой, блок управления перепроверяет данные и отсекает ошибки в момент первого измерения.
Поэтому, чтобы проверить достоверность скорости транспортного средства, происходит второй и третий цикл измерений. А если в этот момент автомобиль существенно сбрасывает скорость, то искусственный интеллект еще больше путается и вновь перепроверяет ошибки.
Описанная аналитическая процедура занимает меньше секунды, однако при больших помехах и ошибочных заключениях, компьютер вновь возвращается к анализу данных и делает это до тех пор, пока скорость цели не стабилизируется и не будет определена достоверно. Иногда от начала замера и до фиксации скорости происходит пара секунд. Если данные получены неточные, а скорость уже сброшена до разрешенной, то штраф не выписывается. Однако, если автомобиль двигается в одиночестве вне зоны радиочастотных помех, то он ловится мгновенно. Никакое торможение перед камерой не спасает.
Лазер бьет безошибочно
Прямой зависимости между замедлением и отсутствием штрафа нет. Дорожная камера в одних случаях может выстреливать безошибочно и фиксировать нарушения за 1 миллисекунду, а в других ей требуется пара секунд, чтобы отсечь ошибки.
Эта небольшая слабость современных радиолокационных радаров и дает водителям некоторую поблажку. Можно установить антирадар и знать, когда комплекс фото-видеофиксации ударит по машине первым импульсом. Антирадары улавливают радиочастотный фон, создаваемый дорожной камерой, ловят ее отдаленные сигналы, отраженные от другого транспорта и успевают оповестить водителя об опасности штрафа. В этот момент человек инстинктивно начинает тормозить. И камера выстреливает уже в машину, успевшую сбросить скорость до разрешенной.
Однако на вооружении ГИБДД уже появились системы, которые не улавливаются антирадарами и перед которыми тормозить бесполезно. Они действуют на расстоянии свыше 300 метров и управляются непосредственно инспектором ГИБДД. Это лазерные переносные приборы фиксации скорости ЛИСД-2. Они подсвечивают автомобиль лучом лазера, а не радиоволнами. Поэтому антирадар не может их выявить. Кроме того, пучок фотонов лазерного луча создает меньше помех и горазо эффективнее измеряет скорость, чем радиоволны. Правда, есть у лазерного прибора и существенный недостаток. Он не может работать в плохую погоду, в туман и во время обильных осадков.