Примерное время чтения: 5 минут
2007

Ответственность двухколесных. Как оформляют ОСАГО в убыточных регионах

Олеся Ходунова / АиФ

Аварии с участием скутеристов, мопедистов и мотоциклистов случаются часто:  владельцы двухколесных транспортных средств, по оценкам экспертов, считаются очень уязвимой категорией участников трафика.

По букве закона

В законе об ОСАГО прописано, что владельцы мотоциклов и мопедов (они имеют категорию транспортного средства «А» и «М»), как и любые другие участники дорожного движения, обязаны страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц. Максимальная конструктивная скорость таких транспортных средств должна составлять больше 20 км/ч.

Перебои со страховщиками

Но в ряде регионов произошла проблема с доступностью полисов ОСАГО для данной категории водителей. В число таких регионов вошли: Краснодарский край, Ростовская, Волгоградская, Челябинская и Мурманская области. Связывают это с тем, что на этих территориях очень активно работают  юристы, которые смогли сделать ОСАГО убыточным. В результате многие компании ушли, а на оставшиеся лег возросший поток клиентов. Из-за этого возникли очереди.

Естественно, что компаниям пришлось что-то предпринимать. Некоторые из них стали применять селекцию – пролонгацию для своих клиентов делали без проблем, а чужих не брали. То же самое касалось и категории убыточных транспортных средств, к числу которых относятся и мотоциклы.

По оценкам экспертов, доля нестраховых судебных выплат в ОСАГО за последние 5 лет увеличилась в 3 раза. Если в 2011 году их доля составляла 15% от общей суммы судебных выплат, то в 2015 году этот показатель -  43%. Нестраховые судебные выплаты - это оплата экспертизы, пеней и штрафов - все те «накрутки», которые идут помимо страховой выплаты за ущерб.

Разница в стоимости в зависимости от региона просто поражает. Так, например, в Москве сделать экспертизу стоит 5 тысяч рублей, а в Краснодаре – 20 тысяч рублей! Возможно, виной всему люди, которые обманывают и потребителя, и страховщика, предполагают эксперты. И нужно либо бороться с мошенниками, либо увеличить тариф. Это очень непопулярная мера. Мурманск, например, это на себе уже испытал. Жители Мурманска платят за ОСАГО больше, чем в Москве.  В этом регионе также были очереди и проблемы с доступностью ОСАГО до создания системы «единого агента» РСА.

По статистике, за прошлый год страховщиками через суды было осуществлено выплат на 18 млрд рублей, из которых порядка 10 млрд рублей «осели» в виде чистой прибыли в карманах юридических посредников. Все это, естественно, сказывается на желании страховщиков работать в таких субъектах Российской Федерации.

Юридические нормы

Вместе с тем, конечно, страховая компания не вправе отказать в заключении договора ОСАГО владельцу транспортного средства, обратившемуся с соответствующим заявлением. Отказ является нарушением правил ОСАГО. Сейчас штраф за отказ составляет 50 тыс. рублей. Однако недавно был принят закон, который ужесточает административную ответственность за необоснованный отказ от заключения публичного договора страхования либо навязывание дополнительных услуг при заключении договора обязательного страхования. Соответствующие изменения внесены в статью 15.34.1 Кодекса об административных правонарушениях. Новая редакция кодекса вводит штрафы отдельно для юридических лиц, которые составляют от 100 тыс. рублей до 300 тыс. рублей.

РСА ещё в прошлом году утвердил введение «периода охлаждения» по добровольным страховым продуктам, продаваемым вместе с ОСАГО, позволяющего страхователю расторгнуть навязанный договор добровольного страхования. В феврале 2016 года было также опубликовано указание Банка России, посвященное «периоду охлаждения». Введение этой меры позволило существенно минимизировать число жалоб на навязывание допуслуг.

1 июня для целей устранения проблем с возможностью заключения договоров ОСАГО в проблемных регионах была запущена система по повышению доступности услуги обязательного автострахования.

Первый этап, суть которого заключается в привлечении в указанные регионы большего количества продавцов полисов ОСАГО, действует уже сейчас, а в июле стартует второй этап работы системы - запуск многостороннего соглашения между участниками рынка обязательного страхования, к которому должны будут присоединиться все страховщики ОСАГО уже в обязательном порядке. Суть соглашения заключается в том, что компании, имеющие головные офисы или филиалы в пяти обозначенных регионах, выступят агентами и организуют реализацию полисов тех страховщиков, которые в данных регионах не представлены.

По итогам работы системы в июне текущего года, страховщики ОСАГО увеличили свое присутствие в пяти проблемных регионах и нарастили продажи полисов в них на 10-22%.

По состоянию на 29 июня 2016 года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего месяца прирост заключенных договоров ОСАГО составил 18% в Волгоградской области (общее число проданных за это время полисов - 40,287 тыс.), в Краснодарском крае - 17% (98,942 тыс.), в Ростовской области - 22% (76,966 тыс.), в Мурманской области - 1 2% (12,889 тыс.), в Челябинской области - 10% (76,388 тыс.).

Для того чтобы очереди совсем исчезли, потребуется определенное время, ведь у владельцев транспортных средств разные сроки действия договоров. Но РСА рассчитывает, что заметный эффект потребители услуги увидят уже в конце июля.

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах