Может ли ГИБДД отказать в регистрации машины из-за допоборудования?
Государственная автоинспекция ужесточила требования к регистрации изменений в конструкции транспортных средств. Машины с дополнительным оборудованием теперь должны проходить тщательные проверки экспертов из специализированных лабораторий, прежде чем эти изменения будут зарегистрированы в ГИБДД. Между тем сейчас многие автомобили продаются уже переоборудованными дилерами. Мастера устанавливают на машины дорогие устройства, чтобы продать их дороже и получить большую прибыль. Считаются ли такие усовершенствования изменениями в конструкции транспортного средства и в каких случаях инспекторы ГИБДД могут признать их незаконными?
Установка допов
Дефицит автомобилей на российском рынке настолько острый, что впервые с 2014 года появились очереди на популярные модели и нередко дилеры придерживают машины, чтобы продать их дороже. Они прибегают к проверенной схеме и устанавливают дополнительное оборудование, чтобы добавить к рекомендованной розничной стоимости автомобиля от 200 тысяч до 1 млн рублей в зависимости от марки и модели. Клиент может купить такую машину сразу или вынужден заказывать модель без опций со сроком поставки в несколько месяцев, да еще и без гарантии того, что цена вновь не повысится. И если производители отпускают машины по указанной в договоре цене, то дилеры могут «перепутать» и установить на пришедший автомобиль еще что-нибдь дорогое и полезное.
Чаще всего из дополнительного оборудования ставится сигнализация с обратной связью или спутниковая система слежения. Как правило, монтируется защита картера, а также защитная сетка на решетке радиатора, багажник на крышу, системы удержания поклажи, резиновая подстилка под груз и дорогие коврики под ноги. Некоторые добавляют фаркоп, предпусковые отопители, всевозможные розетки, тонировки, легкосплавные колеса, внутрисалонные шторки и прочие приспособления.
Эксперты «Автостата» отмечают, что за счет отмены скидок и активной продажи дополнительного оборудования многие дилеры за полгода работы практически полностью компенсировали потери прошлого года.
Некоторые продавцы настолько увлеклись, что начали использовать не только утвержденные производителем опции, но и оборудование от сторонних поставщиков.
Нужны сертификаты
К примеру, ряд спутниковых сигнализаций может устанавливаться с нарушениями и приводить к проблемам в работе штатного оборудования. Иногда на машины устанавливаются фаркопы, не сертифицированные должным образом и не имеющие утвержденных Росстандартом документов. Любые изменения бамперов, порогов и прочих элементов конструкции также могут вызывать вопросы при осмотре в ГИБДД, особенно если разнообразные защиты картера и сетки на радиатор ставятся на легковые автомобили, которые не всегда имеют для таких устройств штатные крепежные приспособления. Это оборудование может изменить направление воздушных потоков в моторном отсеке и вызвать неправильный отвод тепла от радиаторов кондиционера и автоматической коробки. Часто именно неправильная защита картера, нештатные колеса и иное несертифицированное оборудование становятся причиной отказа в быстрой регистрации.
Из-за участившихся случаев подобных изменений конструкции ГИБДД разъяснила, что собственники автомобилей могут столкнуться со сложностями во время регистрации, если это касается машин, конструкция которых была изменена без сертификата.
В соответствии с положениями Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», внесение изменений, не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства, регулируется по особой процедуре. Если же оборудование имеет сертификат автопроизводителя, то проблем с регистрацией быть не может. От собственника транспортного средства просто попросят предоставить эти документы, что иногда тоже вызывает беспокойство у автомобилистов.
В разъяснении МВД сообщается: «Данные о заявленной изготовителем конструкции должны быть основаны на официальной информации, которая содержится в одобрении типа транспортного средства, руководстве по его эксплуатации либо может быть получена из источников, обладающих официальной информацией об автомобиле, в случае отсутствия указанных документов. К таким источникам могут быть отнесены: изготовитель автомобиля, представитель изготовителя или иное уполномоченное ими лицо (например, официальный дилер), а также орган по сертификации или испытательная лаборатория».
Поэтому при покупке автомобилей с дополнительным оборудованием необходимо уточнять у дилеров, имеются ли у них пакеты документов на установленные опции. Если документы будут не в порядке, то дополнительное оборудование придется демонтировать. Однако, как показывает практика, официалы редко пользуются услугами непроверенных поставщиков, они согласуют свои работы с представителями автопроизводителей. Гораздо чаще с такими проблемами можно столкнуться при покупке машины на вторичном рынке или у «серых дилеров».