После многократных споров и переработок правительство вывело на финишную прямую закон об опасном вождении. В новом Кодексе об административных правонарушений (КоАП РФ) определен штраф в 3 тысячи рублей. Вскоре наказание за опасное вождение на дорогах войдет в новый Кодекс об административных правонарушениях (КоАП). Сначала размер штрафа определялся в 5 тыс. рублей, однако сейчас его решили снизить. Как заявила первый зампред комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Ирина Рукавишникова, штраф за опасное вождение составит 3 тыс. рублей. Когда же закон вступит в силу?
Хамское поведение
Нередко на многополосных трассах в больших городах можно видеть, как некоторые водители ведут себя крайне некорректно и опасно в отношении других участников движения. При этом лихач может спровоцировать ДТП и не стать его участником, то есть избежать ответственности. Как рассказала Ирина Рукавишникова в интервью РИА Новости, «хамское поведение на дорогах, или опасная езда, может получить не только правовое определение, которое существует с 2016 года, но и конкретные меры пресечения».
По словам Рукавишниковой, подобный демонстративный стиль езды достаточно распространен в крупных городах. Лихачи задают тон в поведении других молодых водителей, которые тоже перенимают плохие манеры, не имея опыта. Некоторые пытаются «играть в шашки» даже на каршеринговых машинах. Неудивительно, что аварийность растет.
В случае принятия нового КоАП лихачей будут наказывать штрафами и за каждое отдельное нарушение, и за опасную езду как за хамское отношение к другим участникам дорожного движения, включая пешеходов. Новый КоАП РФ после обсуждения будет передан в правительство, а затем поступит в Госдуму для утверждения. Возможно, через год он вступит в силу.
Что такое опасное вождение?
Прописать опасное вождение как юридический термин оказалось невероятно тяжело. Ещё в 2016 году вокруг поправок к ПДД развернулась нешуточная дискуссия. Экспертом казалось, что предложенные формулировки не отражают реальной ситуации и могут, наоборот, задеть законопослушных водителей.
Наконец в 2016 году была выработана устраивающая всех формулировка, которая вошла в текст Правил дорожного движения. В пункте 2.7 ПДД теперь есть такой абзац:
«Опасное вождение выражается в неоднократном совершении одного или совершении нескольких следующих друг за другом действий, заключающихся в невыполнении при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, перестроении при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия, несоблюдении безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства, несоблюдении бокового интервала, резком торможении, если такое торможение не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия, препятствовании обгону, если указанные действия повлекли создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и (или) движение иных участников дорожного движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба».
Эта формулировка оказалась настолько сложна, что потребовались комментарии со стороны ГИБДД, чтобы объяснить, как она работает.
К опасным действиям водителей относятся:
- невыполнение при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения;
- перестроение при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия;
- несоблюдение безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства;
- несоблюдение бокового интервала;
- резкое торможение, если оно не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия;
- препятствование обгону.
Как фиксировать нарушения?
Проблема в том, что «опасное вождение» объединяет несколько разных действий, которые сами могут расцениваться как нарушения и совершаются в течение определенного времени на большом участке дороги. Не каждый инспектор ГИБДД может отследить всю эту цепочку.
Сейчас ситуация меняется. Переоборудованные камеры с новым программным обеспечением вскоре смогут начать распознавать лихачей.
Кроме того, нельзя забывать, что спровоцировавший аварию водитель также является участником ДТП и не имеет право покидать место происшествия. Верховный суд пояснил, что «дорожно-транспортное происшествие находится в прямой причинно-следственной связи с действиями водителя», когда он спровоцировал аварию, но сам в ней не участвовал. Он обязан остановить автомобиль и сообщить об аварии в ГИБДД. Также он обязан включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями пункта 7.2 ПДД, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.
В общем, лихач, спровоцировавший дорожно-транспортное происшествие и избежавший столкновения, признается «причастным к ДТП» и обязан дожидаться наряда ГИБДД, который и оформит протокол в соответствии с законом.
Если же виновник скрылся с места ДТП, то он может быть наказан в соответствии с п 2. статьи 12.27 КоАП РФ. Его могут лишить прав на срок от года до полутора лет или поместить под арест на 15 суток.