Водители по-разному ведут себя на дорогах. Для некоторых важно проследовать из одной точки маршрута в другую максимально безопасно. Однако есть и другие, которые расценивают дорогу, как место демонстрации превосходства и не боятся показывать окружающим свои эмоции. Эксперты ГИБДД при анализе причин опасного вождения на своем сайте вместе с психологами дали оценку проявлениям агрессии и попытались объяснить причины такого поведения.
«Учителя» и жертвы
Так называемые лихачи значительно ухудшают картину безопасности и создают массу аварийных ситуаций. Причем, как отмечает координатор «Общества Синих ведерок» Петр Шкуматов, часто в спровоцированных авариях виноваты только 3-5% агрессивных водителей, которые ведут себя на дорогах дерзко, неадекватно и создают предпосылки к ДТП.
Сайт ГИБДД опубликовал объяснения психолога Сергея Акимова подобным действиям. Агрессивное вождение — это сознательное поведение водителя на дороге таким образом, чтобы увеличить риск дорожно-транспортного происшествия, причинить физический или эмоциональный вред другим участникам движения.
Само агрессивное вождение можно выделить из «опасного вождения». Ведь агрессия — сознательное или намеренное стремление нанести вред, а вот импульсивное поведение, в свою очередь, может быть связано с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью поведения. В большей степени такое поведение характерно для детей, однако у многих взрослых оно тоже остается. Другими словами, опасно ездить может даже вполне законопослушный автомобилист, который слишком рассеян и допускает ошибки неосознанно, не со зла. А вот агрессия проявляется часто намеренно, и к таким водителям необходимо проявлять повышенное внимание.
Одними из агрессивных водителей являются так называемые «учителя», которые пытаются на дорогах учинить расправу над «обидчиками». Они, как правило, требуют преимущества там, где его не имеют, и возмущаются, когда не получают ожидаемого. Они подрезают, допускают опасные сближения с целью напугать водителя или применяют другие угрожающие приемы. К примеру, они перестраиваются вперед перед «обидчиком» и резко тормозят, чтобы спровоцировать ДТП. Как правило, задний водитель успевает остановиться, а вот другие машины, следующие в полосе следом, не успевают и врезаются сзади в «обидчика».
Приемы агрессивного вождения также применяют мошенники-подставлялы, которые своими действиями вынуждают водителя изменить траекторию движения машины, перестроиться и тем самым провоцируют возникновение аварии, в которой виноват законопослушный водитель. Этим маневром может быть обгон по обочине слева на скоростной автостраде.
Наказание для нарушителя
Доказать агрессивное вождение в подобных ситуациях трудно, но возможно. Достаточно делать подробную видеозапись процесса езды. Тогда при расследовании происшествия в ГИБДД будут все основания обвинить «учителя» в намеренном создании помехи. Тогда им будет заниматься уже уголовный розыск.
Если видеорегистратора нет, то запись можно попросить у других участников движения, которые стали свидетелями ДТП. Есть возможность получить запись у городских служб, обслуживающих камеры наружного наблюдения. Часто такие ДТП попадают в поле их зрения.
Правильная оценка ситуации позволит пострадавшим различать опасное вождение и агрессивное вождение и лучше объяснить ситуацию прибывшим на место происшествия сотрудникам ГИБДД.
Кроме того, нельзя забывать, что спровоцировавший аварию «учитель» также является участником ДТП и не имеет право покидать место происшествия. Многие считают, что при отсутствии контакта нельзя привлечь водителя к ответственности. Однако участие в ДТП может быть и бесконтактным. Верховный суд дал пояснение, что «дорожно-транспортное происшествие находится в прямой причинно-следственной связи с действиями водителя», когда он спровоцировал аварию, но сам в ней не участвовал. Он обязан остановить автомобиль и сообщить об аварии в ГИБДД. Также он обязан включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями пункта 7.2 Правил, и не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.
В общем, водитель, спровоцировавший дорожно-транспортное происшествие и избежавший столкновения, признается «причастным к ДТП» и обязан дожидаться наряда ГИБДД, который и оформит протокол в соответствии с законом. Виновник обязан возместить причиненный в результате ДТП вред.
Если же виновник ДТП скрылся с места , то он может быть наказан в соответствии с п 2. статьи 12.27 КоАП РФ. Его могут лишить прав на срок от года до полутора лет или поместить под арест на 15 суток.