Примерное время чтения: 6 минут
1986

Руки убери! Когда появятся беспилотные автомобили?

Между автомобильными компаниями идёт настоящая гонка вооружений. Если ты не занимаешься технологиями беспилотного управления, значит, ты вне игры. Никто не сомневается, что будущее — за машинами без водителей.

На самом деле полностью беспилотные автомобили уже существуют. С точки зрения развития технологий, препятствий никаких нет. Остаётся довести системы до ума, и всё — улицы начнут заполонять машины с автопилотом. По прогнозам экспертов, счёт идёт не на десятилетия, а на годы. Это вопрос не просто удобства, но и безопасности. Если все автомобили вокруг будут прогнозируемо ездить по одним и тем же алгоритмам, число аварий значительно снизится. 

«Автопроизводители предсказывают, что машины с автопилотами, позволяющими водителям на определённых участках дороги полностью передавать управление электронике, появятся после 2021 года. Без сомнения, это приведёт к значительному сокращению количества ДТП. Эта тенденция очевидна после внедрения на многих новых автомобилях систем автоматического экстренного торможения. Согласно исследованиям, проведённым Национальной администрацией дорожного движения США (NHTSA), распространение технологий автономного управления и подключённых автомобилей позволит уменьшить число аварий на 80% к 2035 году. А в тех случаях, когда столкновение неминуемо, системы автономного управления будут способны снизить скорость движения и, соответственно, уменьшить последствия ДТП», — отмечает генеральный директор Thatcham Research Петер Шоу.

Препятствий для полноценного внедрения автопилотов в нашу жизнь два: отсутствие законодательной базы и человеческий фактор. Пока ни в одной стране законы не позволяют машинам передвигаться при отсутствии в ней водителя. Вопрос, кто должен нести ответственность в непредвиденных обстоятельствах, ещё не решён. Очевидно, «крайним» в итоге должен стать сам производитель техники. Вторая проблема связана с тем, что люди подчас ведут себя на дороге неадекватно и непредсказуемо, особенно в странах с низкой культурой вождения. И задача инженеров — подготовить автономные системы к самым сложным ситуациям.

Для этого необходимы тесты не на полигонах, а в реальных условиях. Крупнейшие компании договариваются с властями городов или районов, чтобы добиться разрешения на испытания на дорогах общего пользования. Например, Audi тестирует беспилотники на немецких автобанах, Mercedes-Benz давно проверяет эти системы на родине и в США, а Volvo вообще собирается выдать китайским и британским семьям около 100 машин с автономным управлением. Гигантские деньги на разработку автопилота тратят не только автомобильные компании. Беспилотные машины Google более чем за пять лет наколесили по американским штатам несколько сотен тысяч километров. Только в прошедшем феврале был зафиксирован первый случай ДТП по вине автопилота — электроника решила, что проскочит перед автобусом при перестроении.

Техническая начинка у всех беспилотных прототипов примерно одинаковая. Автопилоты основываются на данных с видеокамер кругового обзора, датчиков «Лидар» и радаров. Главным элементом в полностью автономных системах является «Лидар». Анализируя отражение световых волн, прибор определяет трёхмерную картину пространства в зоне видимости. Как отмечают производители, повсеместное применение этих датчиков ограничивает только высокая стоимость в несколько десятков тысяч долларов и довольно громоздкая конструкция.

По мере проведения испытаний компании постепенно внедряют некоторые успешные технологии в серийные модели. Ещё совсем недавно система автоматического торможения перед препятствием казалась чем-то фантастическим, а сегодня этим электронным помощником никого не удивишь. Одной из самых умных серийных машин на данный момент является Mercedes-Benz Е-класса нового поколения. Автомобиль умеет самостоятельно менять скорость исходя из дорожных знаков и рулить даже на дорогах без полос, если установить в качестве ориентира другую машину. Камеры «ешки» также распознают приближающихся сбоку пешеходов. А в салон можно попасть с помощью смартфона, когда ключа вообще нет с собой.

Похожую технологию в следующем году внедрит и Volvo. С помощью приложения смартфон водителя связывается с автомобилем по Bluetooth и сможет делать всё то, что и обычный ключ: открывать двери и запускать двигатель. Цифровой ключ, как уверяют в компании, безопасен — данные передаются через облако, и перехватить их непросто. Развитие этой технологии позволило шведам представить систему доставки товаров прямо в автомобиль без участия владельца. Курьерская служба интернет-магазина получает одноразовый цифровой ключ и может погрузить покупки в машину, пока владелец занят другими делами. Проконтролировать, что автомобиль закрыт, можно с помощью смартфона.

Автоматически паркуются сегодня многие автомобили, и лишь некоторые способны делать это без водителя в салоне. Так, ещё до «Мерседеса» E-класса функция дистанционной парковки была представлена на BMW 7-й серии. С помощью смарт-ключа, больше похожего на телефон, можно загнать автомобиль даже в гараж.

Шведы из Volvo собираются пойти дальше и позволить машине не просто парковаться самостоятельно, но и находить место без участия человека. Правда, систему можно будет внедрять только в городах с развитыми системами парковок, чтобы умный, но законопослушный автомобиль не уехал от безнадёжности в соседний район.

Системы дистанционного управления тестируют другие компании, например Jaguar Land Rover. Их технология позволяет с помощью смартфона регулировать газ и тормоз, что особенно актуально на сложных участках бездорожья.

Кроме того, британская компания наряду с Volvo, Toyota и другими производителями работает над протоколами обмена данными между автомобилями. В перспективе машины начнут передавать друг другу информацию, например, о проезде неровных участков на основе GPS-координат. Здесь, впрочем, компаниям стоит действовать сообща и разработать единый стандарт, иначе смысла в общении между машинами только одной марки будет мало.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах