Между автомобильными компаниями идёт настоящая гонка вооружений. Если ты не занимаешься технологиями беспилотного управления, значит, ты вне игры. Никто не сомневается, что будущее — за машинами без водителей.
На самом деле полностью беспилотные автомобили уже существуют. С точки зрения развития технологий, препятствий никаких нет. Остаётся довести системы до ума, и всё — улицы начнут заполонять машины с автопилотом. По прогнозам экспертов, счёт идёт не на десятилетия, а на годы. Это вопрос не просто удобства, но и безопасности. Если все автомобили вокруг будут прогнозируемо ездить по одним и тем же алгоритмам, число аварий значительно снизится.
«Автопроизводители предсказывают, что машины с автопилотами, позволяющими водителям на определённых участках дороги полностью передавать управление электронике, появятся после 2021 года. Без сомнения, это приведёт к значительному сокращению количества ДТП. Эта тенденция очевидна после внедрения на многих новых автомобилях систем автоматического экстренного торможения. Согласно исследованиям, проведённым Национальной администрацией дорожного движения США (NHTSA), распространение технологий автономного управления и подключённых автомобилей позволит уменьшить число аварий на 80% к 2035 году. А в тех случаях, когда столкновение неминуемо, системы автономного управления будут способны снизить скорость движения и, соответственно, уменьшить последствия ДТП», — отмечает генеральный директор Thatcham Research Петер Шоу.
Препятствий для полноценного внедрения автопилотов в нашу жизнь два: отсутствие законодательной базы и человеческий фактор. Пока ни в одной стране законы не позволяют машинам передвигаться при отсутствии в ней водителя. Вопрос, кто должен нести ответственность в непредвиденных обстоятельствах, ещё не решён. Очевидно, «крайним» в итоге должен стать сам производитель техники. Вторая проблема связана с тем, что люди подчас ведут себя на дороге неадекватно и непредсказуемо, особенно в странах с низкой культурой вождения. И задача инженеров — подготовить автономные системы к самым сложным ситуациям.
Для этого необходимы тесты не на полигонах, а в реальных условиях. Крупнейшие компании договариваются с властями городов или районов, чтобы добиться разрешения на испытания на дорогах общего пользования. Например, Audi тестирует беспилотники на немецких автобанах, Mercedes-Benz давно проверяет эти системы на родине и в США, а Volvo вообще собирается выдать китайским и британским семьям около 100 машин с автономным управлением. Гигантские деньги на разработку автопилота тратят не только автомобильные компании. Беспилотные машины Google более чем за пять лет наколесили по американским штатам несколько сотен тысяч километров. Только в прошедшем феврале был зафиксирован первый случай ДТП по вине автопилота — электроника решила, что проскочит перед автобусом при перестроении.
Техническая начинка у всех беспилотных прототипов примерно одинаковая. Автопилоты основываются на данных с видеокамер кругового обзора, датчиков «Лидар» и радаров. Главным элементом в полностью автономных системах является «Лидар». Анализируя отражение световых волн, прибор определяет трёхмерную картину пространства в зоне видимости. Как отмечают производители, повсеместное применение этих датчиков ограничивает только высокая стоимость в несколько десятков тысяч долларов и довольно громоздкая конструкция.
По мере проведения испытаний компании постепенно внедряют некоторые успешные технологии в серийные модели. Ещё совсем недавно система автоматического торможения перед препятствием казалась чем-то фантастическим, а сегодня этим электронным помощником никого не удивишь. Одной из самых умных серийных машин на данный момент является Mercedes-Benz Е-класса нового поколения. Автомобиль умеет самостоятельно менять скорость исходя из дорожных знаков и рулить даже на дорогах без полос, если установить в качестве ориентира другую машину. Камеры «ешки» также распознают приближающихся сбоку пешеходов. А в салон можно попасть с помощью смартфона, когда ключа вообще нет с собой.
Похожую технологию в следующем году внедрит и Volvo. С помощью приложения смартфон водителя связывается с автомобилем по Bluetooth и сможет делать всё то, что и обычный ключ: открывать двери и запускать двигатель. Цифровой ключ, как уверяют в компании, безопасен — данные передаются через облако, и перехватить их непросто. Развитие этой технологии позволило шведам представить систему доставки товаров прямо в автомобиль без участия владельца. Курьерская служба интернет-магазина получает одноразовый цифровой ключ и может погрузить покупки в машину, пока владелец занят другими делами. Проконтролировать, что автомобиль закрыт, можно с помощью смартфона.
Автоматически паркуются сегодня многие автомобили, и лишь некоторые способны делать это без водителя в салоне. Так, ещё до «Мерседеса» E-класса функция дистанционной парковки была представлена на BMW 7-й серии. С помощью смарт-ключа, больше похожего на телефон, можно загнать автомобиль даже в гараж.
Шведы из Volvo собираются пойти дальше и позволить машине не просто парковаться самостоятельно, но и находить место без участия человека. Правда, систему можно будет внедрять только в городах с развитыми системами парковок, чтобы умный, но законопослушный автомобиль не уехал от безнадёжности в соседний район.
Системы дистанционного управления тестируют другие компании, например Jaguar Land Rover. Их технология позволяет с помощью смартфона регулировать газ и тормоз, что особенно актуально на сложных участках бездорожья.
Кроме того, британская компания наряду с Volvo, Toyota и другими производителями работает над протоколами обмена данными между автомобилями. В перспективе машины начнут передавать друг другу информацию, например, о проезде неровных участков на основе GPS-координат. Здесь, впрочем, компаниям стоит действовать сообща и разработать единый стандарт, иначе смысла в общении между машинами только одной марки будет мало.